Тема: Отчёт о марафоне "Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре" 26.09.2009
Готовиться к пробегу "Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре" начал за три недели активными утренними покатухами и двумя большими поездками - в Мухен и Аур. Девять сотен км. положил в карман, остался день до решающего броска. Старт назначен на час ночи 26-го сентября. Хорошо понимая, каково бывает на двух и трёх сотнях, аппроксимируя свои ощущения до четырёх грядущих, начал обильный приём пищи с утра и до начала старта. Не побрезговал дошираком сверху на всякий случай, а полный термос, набитый соевым пловом под завязку, захватил в дорогу с пакетами иной жратвы рангом пониже. Сникерсы в дорогу решил не брать - вместо грязного топлива наполнил мёдом маленькую бутылку, которую сунул в правый карман рюкзака. В левом была фляга с водой запивать мёд. Не делая упований на сопровождение - у которого можно просить, и тебе всегда дадут - на рюкзак сзади прицепил пакет пряников, дабы поглощать их на ходу, когда совсем станет туго.
Прибыл в Хабаровский краевой центр спорта в 00:30, однако никто никуда стартовать не торопился. По углам повсюду стояли велосипеды с рамами на узеньких трубах, бараньими рогами вместо нормальных рулей и большими колёсами толщиной с палец. Своего коня-тяжеловоза задвинул к свободной стенке, пошёл осматриваться. Встретил знакомых и незнакомых, потом провожающие байкеры подтянулись числом едва ли не больше участников марафона. Последние приготовления, я закинул в машину к своему сопровождающему коллеге всё лишнее барахло из рюкзака, потом было фото, вышли все во двор, вводный инструктаж, ещё фото, ленивый старт в два часа ночи - поехали! Прокатились сворой до Храма на Комсомольской площади, коллективное фотографирование на фоне Храма, далее вниз, мимо прудов, вверх, потерялись-нашлись, свернули на Карла-Маркса и двинули прямо. Было небольшое столкновение позади, после чего главный тренер комсомольчан Алексей Мельников зачитал короткую лекцию о правилах поведения на дороге пострадавшим виновникам. Ну ничего, с кем-то случается впервые. Едем дальше. Провожатели и сочувствующие не отставали, словили неслабый кураж от движухи и так бы катили с нами до Комсомольска, пока не одумались на Князе-Волконском по команде Мельникова. Во время остановки я отцепил пакет с пряниками, чтобы он не болтался на соплях, мы сделали прощальное фото и понеслись дальше во тьму.
Началась нудная многочасовая работа. Все напряжены и катили в свете догоняющих фар в черноту по чёрной дороге. Всего нас 9 человек, из которых 6 комсомольчан на шоссейниках, один 45-летний участник из Николаевска-на-Амуре на гибриде, от лица Хабаровска выступали я на чём-то невнятного вида и Константин, с которым я дважды катался на хорошие дистанции, на шоссейнике, выписанном спецом из Комсы. Кстати, комсомольчане считали Константина вполне за своего, потому как он сам родом оттуда. Нас сопровождало три машины, в одной из которых ехал мой товарищ и коллега Андрей, фиксируя наше движение.
По ходу движения обмениваемся между собой короткими репликами, замечаниями насчёт качества дороги, погоды и всего остального. Я катил в самой гуще за спинами двух юнцов - учеников Мельникова. Ехать по равнине очень легко, когда впереди столько человек раздвигают встречный поток. Иной раз тормозить приходилось чаще, чем крутить педали. Дорожный серпантин прошли довольно быстро, в подъёмы активно взбирались ещё полные сил. Мёд хорошо пронимал и прояснял. Следующая короткая остановка на 90-м км.
Далее опять пошла равнина. Хмуро светало. Проскочили Маяк. Обещанный по прогнозу дождь лениво поплевался в нашу сторону и скрылся за горизонтом. Остановились на 135 км, где нас уже ждала полевая кухня (второй микроавтобус) с готовым завтраком. Я забрался в машину Андрея, наспех опустошил половину термоса, заел всем остальным и был готов ехать дальше.
Поехали дальше. Не помню когда один участник сошёл из-за прокола колеса - его посадили в машину. Мы прибыли на 210 км, когда ещё не было двенадцати - там я прикончил термос. Далее пошёл тяжело, покуда усваивал всю пищу (но зато мне хватило на всю оставшуюся дорогу), в голову лезли малодушные помыслы - планировал отколоться в скором времени, если так пойдёт дальше. На моё счастье, общий темп упал из-за навалившегося встречного ветра. Я переварил горючее и покатил в норме, однако далее начались сходы с дистанции один за другим.
286 км. Стелла. Ранний ужин. Я легко закусил и выпил предложенного чаю с лимонником. Почувствовал в себе силы доехать до конца без проблем. Проблемы явно начались у других, судя по усталому внешнему виду: два совсем юных спортсмена поперпеменно то сажались в машину, то выходили на маршрут, ещё двое сошли окончательно. Итого осталось 5 из 9, кто уже точно имел намерение доехать до финиша.
Выдвигаемся дальше, некоторое время едем очень неспеша. Осталось всего ничего - 70 км. Я притёрся колесом о впереди идущего - падение. Чего я так остарегался, непременно произошло. Смочил ссадины, выправил погнутое переднее крыло - едем дальше.
Начались сопки, высота которых нарастала. Меня обеспокоило долгое отсутствие Андрея - хотел добросить немного пряников в топку желудочного сока. Плановых остановок больше не предвиделось - ехали до конечной точки перед мостом. Нарастала крутизна и длительность перевалов, сгущались сумерки. Казалось, дорога уходит в небо, от чего становилось не по себе. Немолодой участник из Николаевска проявил удивительный образец терпения - кряхтел, жаловался, был хмур и зол, но шёл. Вкоре я стал ощущать неудобство, так как на длинных спусках элементарно не хватало передачи (с моей-то большой звездой на 32 зуба), чтобы нормально держаться за всеми. Отставая метров на 50-100 от идущих впереди был вынужден вкручивать как ненормальный на следующем подъёме, чтобы сократить дистанцию. Ноги становились ватные.
Когда подъёмы закончатся? Кто его знает... За очередным не видно следующего. На мою просьбу Мельникову немножко снизить темп получил вежливый отказ: "Разрешаю подержаться за машину". Осталось совсем чуть - километров 10-15. Удивительное дело - температура опустилась где-то до +5, ты крутишь педали, на спуске ты коченеешь и при всём этом нестерпимо валишься в сон. Было бы крайне нелепо рухнуть на самом финише. Сна действительно не хватало, так как перед стартом днём всхрапнул всего на пару-тройку часов - больше я не умею. Заставить себя спать - это не заставить проснуться - разные вещи! Впрочем, заставить проснуться мне было важно именно сейчас. Темп начал падать сам по себе, ехал уже как пьяный - этого ещё не хватало. Чего-то явно не доставало в теле - сна точно. Мёд уже не помогал. Видимо, нужно было что-то посерьёзнее. Хотелось сделать паузу, а потом докатить неспеша - заняло бы всё у меня минут 20 задержки, однако тов. Мельников очень любит график. Отступать назад было некуда - позади светит фарами заград-авто. Что ж - за машину, так за машину. Махнул рукой, окно открылось. Со второй попытки уцепился - держаться, как оказалось, тоже тяжело, когда тебя втаскивают в гору. Поступило предложение от шофёра: "Может тебе пряник дать?" Может и дать, я согласился. С трудом зажевал всухомятку, потом попросил второй. Стало полегче. Пробовал отцепиться, ехал сам какое-то время, потом снова цеплялся - так с переменным успехом доехал последние километры до конца в 21.00 и полез в машину Андрея согреваться. Выходить фотографироваться не было никакого желания - только забраться под тёплое одеяло и спать как убитый.
Ну а потом был мост, Стелла, ночной Комсомольск-на-Амуре. Я спокоен, я совершенно спокоен и счастлив. Общались с Мельниковым и со всеми остальными. Ночевали в подсобке стадиона. Утром тоже много беседовали о том, о сём. Я чувствовал себя новым человеком.
Итог. Если взять дистанцию до Комсомольска вычесть халтуру, прибавить дорогу от дома до места старта, то в принципе выходило четыре сотни - меня это вполне устраивало. Если бы не поставил слики, то отвалился бы на сотом километре и ехал бы 25 часов, как планировал изначально. Воды выпил совсем мало - два литра.
Заезд вышел незабываемый. Особо хочется указать на то ощущение, когда в самом конце исчезают любые взаимные претензии друг к другу, с кем ехал и вообще ко всем людям. Хочется повторить этот же маршрут по-настоящему - с нагрузкой, без сопровождения и без готовой кормёжки - но это будет не ранее следующего года.