Очередной классный материал от Котовского, почему-то попался мне на глаза только сейчас, хотя датирован маем 2013. Читайте, наслаждайтесь.
сцылко на оригинал
Несколько дней назад мне на почту написал мой читатель, посоветоваться, на что сменить износившуюся резину. Между делом он упомянул, что проехал в 2010 году по Европе 20000км, практически не потратив денег. Я очень заинтересовался этим опытом, и попросил его в свою очередь рассказать о таком экстремальном путешествии.
Михаил оказался очень интересным собеседником, хотя в силу причин, которые будут понятны ниже, мы не смогли полноценно пообщаться в скайпе, чтобы я взял у него полноценное интервью. Поэтому мы пока пообщались по почте — надеюсь, вас впечатлит его рассказ. Данный велопоход — хороший ответ тем, кто сидит дома только из-за того, что, по их мнению, бюджет недостаточен для путешествия. Итак, начнем.
Виктор Котовский: Михаил, расскажи немного о себе. Ну, и конечно — как ты дошел до такой жизни, чтобы выезжать в такую дорогу без денег.
Михаил: Мне 32 года, родом из Риги, холост, по профессии водитель. Справедливости ради говоря, я выехал в дорогу не без денег, у меня на момент старта было, кажется, фунтов 120. Огромные деньги, кстати.
Я жил с 2007 до 2010 года в Лондоне и работал на развозе овощей и фруктов для маленьких магазинчиков. Где-то в начале января наша фирма из-за кризиса начала избавляться от «лишних» рабочих, попал в это число и я.
Два месяца искал работу, перебивался случайными заработками. Потом уехал мой друг, с которым мы снимали квартиру, а для одного это очень большая трата. Тогда я тоже решил, что сыт по горло Англией, не заработал денег, потому что все уходило на жилье, еду и какие-то развлечения. Я не мог сразу уехать, потому что по контракту с агентством по недвижимости я должен был предупредить за месяц, чтобы получить назад депозит.
Поэтому остался еще жить почти месяц, проедая оставшиеся деньги. Я уже хотел покупать билет на самолет, как мне пришла в голову шальная мысль — поехать домой в Ригу на велосипеде. Я вообще начал кататься в Англии, наверно потому что больше нечего было делать. Я однажды шел по улице, увидел прислоненный к помойке велосипед, сел на него и поехал. (В Англии принято оставлять рабочие вещи около помоек, чтобы кто-то их забрал себе. Иногда можно найти рабочий телевизор, стиральную машинку или вот — велосипед. Прим. Котовского).
Велосипед этот был очень старым шоссейником, без передач. Но в Лондоне весьма плоский рельеф, я быстро научился катать далеко. Максимальное расстояние до велопохода я проезжал 180км, причем это уже с холмами. Так что опыт был, хотя не могу сказать, что походный.
Оставшиеся недели я покупал экипировку и тренировался. Слышал, что нужно брать меньше веса, поэтому не взял палатку. В строительном магазине купил кусок полиэтилена с люверсами, продел в них веревки, чтобы растягивать над собой, как навес. Спальник купил, коврик, консольный багажник, велоштаны. Куртку непродуваемую взял, флисовая кофта и велоформа у меня уже была. Резину запасную купил, котелок для готовки, какой-то инструмент. Съездил к веломеханику, но велик оказался в хорошем состоянии, ломаться нечему — синглспид.
Агентство меня кинуло — депозит обратно не получил. Они к чему-то придрались, якобы мы испортили что-то, хотя квартирка была весьма обшарпанная и до нас. А я на эти деньги очень рассчитывал, потому что к этому времени был уже на нуле. Пришлось продать мобильный, чтобы хоть какие-то деньги были в дороге.
Скажу честно, я бы не поехал на велике домой, если бы знал, что депозит мне не вернут. Я думал, что у меня будет 1000 фунтов с собой, а оказалось, что только 120. Так что я бомжом стал поневоле. Признаюсь — было страшновато. Умом-то понимал, что деньги не главное, но все равно страшно. Я поначалу хотел ехать напрямую домой, через Францию, Германию, и тд. На юг это я уже по ходу придумал повернуть.
В общем, выехал. Было очень странно себя чувствовать. Вроде ты уже не здесь, но еще и не там. Нигде. В Дороге. Погода стояла хорошая, у нас в марте задули теплые ветра, было почти 20 градусов днем, я и подумал, что раннее лето в этом году. Если бы знал, что буду под куском пленки спать при заморозках, точно бы не поехал.
У меня с собой не было ни телефона, ни гпс, ни фотоаппарата, ни компьютера — это хорошо с одной стороны, потому что ощущаешь, себя реально оторванным от цивилизации. Плохо то, что не можешь нужную информацию получить вовремя, отправить письмо близким. Я пользовался публичными библиотеками, но это нерегулярно.
У меня вообще с собой почти ничего не было. Немного велоодежды (всё остальное оставил друзьям в Лондоне) и немного еды. Инструмент, запаски. Много нельзя везти — я сам не легкий, а тут велосипед старый, да еще шоссейный.
Через Ла Манш перебрался паромом, удалось найти очень дешевый рейс — 30 фунтов всего заплатил, кажется. Во Франции холодно, рядом Бискайский залив. Но я уже на второй день похода, когда еще по Англии ехал, решил, что не поеду кратким путем. Будь что будет, домой мне торопиться незачем.
Виктор Котовский: Как выбирал маршрут, чем руководствовался. Сколько делал километров день?
Михаил: Маршрут выбрал по южным странам Европы. На второй день похода резко похолодало, ночью стало подмораживать, ветер дуть. Конец марта все-таки. А я под куском пленки, хорошо хоть спальник догадался теплый купить. Оденешь всю одежду на себя и думаешь, скорее бы утро. Так вот, я когда так сильно подмерз, то принял решение уходить на юг, мне казалось, что должно теплеть с каждой сотней километров. Деваться-то все равно некуда — денег на самолет нет.
Руководствовался в прокладке маршрута исключительно интуицией, так как карта была только самая общая. Размером большая, там вся западная Европа, но дороги только крупные. А мне подальше от шоссе и от больших городов надо. Тут бы гпс пригодился, но с другой стороны — лишняя морока с зарядкой. Километраж делал в день большой, редко меньше 150км (если не горы), часто больше 200. Делать все равно нечего, утром встаешь из-за холода чуть светает, крутишь не спеша весь день, не устаешь даже. Часов по десять чистого движения делал каждый день. Среднюю держал небольшую, выше 23 редко.
Виктор Котовский: Ну, так а что с деньгами? Что ел, где спал?
Михаил: Спал где придется, мне везде комфортно. Без палатки так вообще легко — можно куда хочешь сунуться. Ни разу не останавливался в гостинице или кемпинге. Ел — то, что покупал в магазине. Это только кажется, что питание дорого. А мне нужно было калорий получить и желудок не испортить. Поэтому питался в основном картофелем и макаронами — очень много энергии дает. Например, на один евро можно купить три кг картофеля — мне на два-три дня хватает. Еще подкупишь яблок, лимонов — вот и витамины. Варил на костерке, копал небольшую ямку, поджигал сухие ветки, потом закапывал — никаких следов.
Еще ведь в Европе есть такая фишка, за час перед закрытием магазина выставляют по огромной скидке товар, у которого срок истекает. А если портиться начал (например фрукты и овощи), то вообще можно брать бесплатно. Не каждый день и не в каждом магазине, конечно. Жаль, что я так поздно эту тему узнал, мог бы вообще бесплатно питаться. Хотя и так нечего жаловаться, в месяц тратил не больше 30 евро, а то и меньше. Не на что тратить было. Сыт, доволен жизнью. Едешь целый день, смотришь по сторонам, дорога крутится. Глядишь, еще пару сотен на юг проехал.
Виктор Котовский: 120 евро надолго не хватило, как я понимаю. Что дальше делал?
Михаил: Денег бы хватило надолго, можно было бы еще как-то сэкономить, если что. Но я деньги потерял, стыдно, конечно. У меня оставалось еще евро 60. Потерял и деньги, и права, и паспорт. Думаю, как-то выронил на ночлеге весь бумажник. Возвратился почти со ста километров, но не смог точно найти место, где спал. Что делать, непонятно. Воровать не умею, да и противно. Стал настоящим бомжом, ни денег, ни документов. Выручили свои же — велосипедисты.
Проезжала семейная пара из Германии, разговорились. Они расчувствовались на мое горе, дали продуктов и 20 евро. Это уже в Стране Басков было, там многие в такое время едут к Сантьяго де Компостелла, и они тоже. Пилигримы — хорошие люди, многие со мной делились едой, когда слышали историю. Я решил так — деньги не беру, а то это получается, что я разжалобить хочу, рассказываю, как мне трудно без денег. А я ведь сам, сознательно в такую дорогу выехал.
Потом мне даже еду просить как-то неприятно стало. В одном португальском городке застрял надолго, с коленом была проблема. А городок между двух гор, ни вперед, ни назад не уехать, больно. Да и на сингспиде не особо вверх наездишься. Я обычно пешком в гору хожу, а тут никак. Сидел неделю в пригородном лесу, ждал, пока боль утихнет. Придумал, как денег подзаработать. Нашел на помойке кусок фанеры, купил в магазине лобзик, краски, лак, суперклей и магниты для учебной доски.
Выпилил велосипедиста, раскрасил его, написал «England-Portugal-Latvia 2010″ и покрыл лаком. Приклеил магнит. Вроде симпатично. За день сделал штук двадцать таких. Взял свою карту Европы, написал на обратной стороны маркером что-то вроде «Travel from England to Latvia 20 000km without money. Please donate food or cash and take souvenir». Поехал в центр города, разложился. Все сувенирчики разобрали за час, накидали денег в основном, еды немного. Но это и правильно, много продуктов с собой не увезу, а деньги нужны. Посидел с больным коленом еще пару дней в лесу, погулял пешком по окрестностям, отошло. Поехал дальше.
Потом еще не раз что-то мастерил и также раздавал людям, а они мне деньги или еду. Одно время пристрастился ловить рыбу: сделал удочку. Одним словом, умереть от голода сложно. И это я еще не пробовал в конце сезона на подработку на фермы устраиваться, а ведь тоже возможно.
Виктор Котовский: Расскажи о негативе, если таковой был.
Михаил: Так это смотря как смотреть, для кого-то вся поездка была бы негативом. А по мне, всё было здорово. Хотя если уж вспоминать плохое, то на ум идет только холод по ночам. Я же ударными темпами на юг ехал, и уже в апреле штурмовал Пиренеи. Вот там было плохо, реально. Никогда так плохо себя не чувствовал, болел. В горах снег местами, метель иногда, бывает лед на дороге. Несколько раз чуть не в обрыв уезжал. Упал на повороте, заскользил, остановился. Бутылочка улетела в пропасть.
Жалел, что поехал в горы, потому что можно было не лезть на перевалы, а обойти по предгорьям. И опять-таки, был бы телефон с интернетом, знал прогноз, оставался бы внизу. По ночам замерзал, флис не греет. Бывало костерок разведешь, а он маленький, не греет практически, только руки. Сна не было, просто ждешь, пока рассветет хоть немного, на ходу-то теплее. Но с мая уже гораздо теплее стало, а в июне так вообще не знал, куда от жары деваться.
Виктор Котовский: Что отметишь позитивного в путешествии?
Михаил: Люди. Ты писал в статьях, что хорошо люди относятся к путникам. Не обижайся, но я думаю, что ты даже не знаешь на сколько хорошо. Вряд ли ты часто что-то просил у людей. А я постоянно. Не денег, и не еды даже. Просто старался пообщаться, мне же все нужно: и дорогу узнать, и место, где поспать спокойно. Английского не знают, а пытаются расспросить, кто такой, откуда. Я обычно говорил, что я из России, тогда понимают. Латвию не многие знают в провинции. Ну я-то русский, не соврал, значит.
Так вот почти каждый день, начинаешь общаться с кем-то — люди бросают свои дела, объясняют тебе, рисуют схемы, как проехать. Помню, спросил дорогу у группы подростков на бмх-ах, так они меня через весь город сопровождали, чтобы я не сбился. Все могут отдать. Мне вода часто нужна была, я стучусь в дома. Очень часто усаживали за стол обедать. Предлагали даже ночевать, но это неудобно как-то, отказывался. Одним словом, вспоминаю добрым делом всех.
Виктор Котовский: Какие ощущения, когда до дома добрался?
Михаил: Да никаких. Странно только было. Семь месяцев ехал, а тут никуда ехать не надо. Проехал же 19 800км, тяга к движению еще долго сидела в голове. Все казалось, что это временно, сейчас отдохну, и в дорогу снова. К деньгам трудно было привыкать. Когда в Риге устроился на работу, получил первую получку, так первая мысль: да я бы с такими деньжищами полсвета проехал. Родственники не понимали. Говорили, что если к 30 годам ума нет, то уже и не будет. Соглашусь.
Виктор Котовский: Техника подводила?
Михаил: Почти нет. Резина только. Два комплекта улетело очень быстро. Я тогда не знал, что нужно менять перед и зад местами, чтобы износ был равномерный. В Австрии рванула покрышка, хорошо какие-то ребята на машине остановились, сгоняли в город и привезли новую покрышку. Денег почему-то не взяли, хотя я им ни слова не сказал, каким образом путешествую. Наверно, у меня уже взгляд бомжа был, грех с такого деньги брать.
Виктор Котовский: Ну, а теперь расскажи моим читателям, почему мы не можем спокойно в скайпе поговорить.
Михаил: Дело в том, что я снова в пути. Не выдержала душа. Два года работал, деньги откладывал. Еду в Азию, пока что конечная точка — Тайланд. Хочу попробовать успеть за лето доехать, там перезимовать, а там уже как получится. Зато теперь я просто отлично экипирован. Велосипед туристический, одежда мембранная, гпс, мобильный смартфон, по которому мы переписываемся сейчас. Все есть, даже денег полно, смогу если что, перелететь на другой континент. Спать холодновато по ночам, несмотря на палатку и зимний спальник, но я ж типа закаленный, да и лето скоро.
Ты правильно писал, что человек, который познал свободу путешествий немного повреждается в рассудке. Он уже не может жить обычной жизнью. Так и я. Не смог заставить себя ходить на работу. Просто стена перед глазами, когда пытаешься понять, а зачем? Просто чтобы заплатить по счетам, купить еды и раз в год съездить в отпуск? Замкнутый круг какой-то. Решил — пока денег хватит, еду вперед. Должно хватить надолго, я теперь вообще вегетарианцем стал. А потом снова бомжевать буду. Может к 35 годам поумнею, женюсь, остепенюсь, А пока не могу без дороги.
Одно жаль, визы эти и границы. Хорошо было в Европе — едь куда хочешь, даже не поймешь, ты уже пересек границу или нет. А тут — стой в очереди, плати деньги. Мне кажется, что с велосипедистов и пешеходов нельзя деньги брать за визу, не по-людски это. Если человек к вам в страну на велосипеде приехал, это ведь чего-то стоит. Он как будто часть фауны, не брать же деньги с птиц. Но это мои мечты.
Виктор Котовский: Михаил, скажи что-нибудь моим читателям. Многие из них тоже хотят в дорогу, но не все уверены в себе.
Михаил: Могу только сказать, что не нужно бояться. Загружайте ноги, а не голову. Будете все планировать, вряд ли куда уедете. Я бы точно не поехал в здравом уме, потому что это абсурд — ехать без денег. Но я начал думать, о том, правильно ли я поступил, только через пару дней после старта, когда первый раз замерз. Но деваться было некуда. Так и вам нужно просто сделать первый шаг. Если на самом деле хотите. Если не хотите, то не издевайтесь над собой, думайте о чем-то другом.
Извиняюсь за большой текст и корявый слог, но это первый раз, когда пишу про свой велопоход. Давно читаю сайт Виктора, и очень доволен, что теперь тут и про меня будет написано. Всем привет, увидимся на дорогах!
__________________
Вот с таким человеком мне удалось познакомиться. Желаю Михаилу успеха в его Дороге и побольше хороших людей навстречу.
Со слов Михаила набросал примерный его маршрут. Впечатляет!
(п.с. картинку смотрите у автора, лень вставлять)