Тема: mz shiver r2c2 solo air
Ничего принципиально нового я не придумал, историю постараюсь изложить тут, возможно, это кому-нибудь будет интересно.)
Прошлой весной я умудрился сломать свою старую вилку, пробив её, буквально, с баника.
Мне понадобилась новая и таким образом мне попала в руки вилка Marzocchi shiver 2002 года выпуска (у мурз надпись на коронах/дропаутах обозначает год изготовления, а не модельного ряда, на моей вилке "01", значит год 2002), чему был я несказанно рад, так как перевёртыши обожаю, а про hi-low speed copmression valve я начитался уже давно. Нашёл я её в России, совсем недалеко и шла она мне всего неделю.
Первой неожиданностью стало то, что, закрутив отскок, я понял, что крутилка ввалилась глубоко вовнутрь. Вилка была собрана неправильно. Сверху были неоригинальные наклейки, стикербомбинг, карбоновые щитки на штанах, креплённые на хомуты... соу хард)
Подобное я не люблю, поэтому в первый же вечер снял ненужные щитки, ободрал плёнку и принялся за переборку.
Hscv картриджи шивера крепятся снизу гайками с уплотнительными кольцами, а сверху уплотнительная резинка и стопорная шайба. В последнем и кроется проблема. Резинка внутри быстро истирается и кишки вилки начинают болтаться, начинает сопливить масло. Не очень приятно.)
Прошлый хозяин решил проблему гениально. Выбрал положение крутилок преднагрузки под свой вес и запихал толстенные кольца резины, которые преднагрузками и поджал. Мне это не очень понравилось, так как мне нужно, чтоб все крутилки функционировали полностью.
Исправлено же это было просто. Тооооненькими шайбами по размеру под стопор.
Проблема не шибко ушла, так как необходимо было поменять резинки, которые нашёл я в сантехническом. Но и на этом проблема не закончилась и экспериментировал я до тех пор, пока резинками ни забил всё место под топкепами в вилке.)
Далее, были заказаны наклейки для шивера 4 года, так как они мне больше всего понравились.
Так я прокатался пол лета. Выехав на трассы, я понял, что меня не устраивает то, что настройки крутятся отвёрткой и плоскогубцами. Их и так мало. Две преднагрузки и два ребаунда. Ну и, конечно, вск, обеспечивающаяся гибкими мембраннами, изменяющими скорость сжатия вилки от силы сжатия.
И вспомнил я про один проект, который я увидел первый раз ещё года два назад
Вот он : http://www.x-bikers.ru/forum/show_topic.php?id=96388
Почитайте, кому интересно.)
Привлекло то, что новые картриджи будут требовать гораздо меньше масла, сами легче, настройка гораздо удобнее, плюс, так как шивер - довольно низкая вилка, небольшой разгон с подъёмом вилки на 10 мм тоже порадовал.) Регулировка сега, отскока, высокоскоростной компрессии на последней трети хода и низкоскоростной компрессии по всему ходу. Всё по щелчкам. Плюс, крутилки красные.)
Ах, да. Странностью для меня стало то, что шивер имеет 190 мм ходу, но картриджи рассчитаны на 195. 5 мм - антипробой. Ноги выходят на 195 мм и работает виль на 190 только потому, что нога внутри при полном срабатывании упирается в топкеп.)
Точно так же, картриджи 888 имеют 205 ходу. Рассчитал я конструкцию топкепов так, чтобы ноги выходили на 205, но и срабатывали на 205.) Опасности для картриджей никакой, так как икс картридж не даст пробиться. Для этого он и нужен.
Плюс, маньячный эксклюзив. До меня так делали не так уж и много человек.)
В середине октября я разобрал свою вилку и начал откладывать денег на 888 rc2x с пинка. И тут. О чудо! Мне прямо тут, в Хабаровске, предлагают купить эту вилку по цене меньшей, чем мне бы вышло с пинка с доставкой.
Договорившись о рассрочке, вилку я забрал и разобрал.)
Далее, надо было изготовить чертежи переходников топкепов (в шивере 40 верх, в 888 35, а принципиально новые топкепы было бы изготовить сложнее), проставка небольшая снизу для центровки картриджа, так как нижние гайки уже посадочного места.
Чертежи сделаны, токарь найден (спасибо Глебу =) ), переходники сделаны.
Собрал, чтобы померить, на сколько нужно укорачивать с нарезанием новых резьб.
Так же, установил термоусадку на пружины и защиту штанов от щитков.
Со старой вилки остались только отбойники. 40 мм, но большеваты. Ёрзали сильно. Сезон прокатал с изолентой, намотанной на штанину под отбойник.)
А недавно прочитал, что резина сжимается при варке. Начитавшись рыболовных форумов, съедобность и прочее, сварил.) 2 минуты? Не вкатило. Варил ещё 15) итог - отбойники по размеру, чёрноватый кипяток и доолгая чистка кастрюли.
Так вот.
Топкепы готовы, измерено, на сколько надо резать
отнёс к токарю, у токаря не оказалось метчика м6 х 0.5, чему я не был удивлён. По свежевыпавшим сугробам по всему городу бегал в поисках метчика и... нашёл!
Сразу же отвёз токарю, сегодня забрал.
Вышло как-то так
Не стою на месте, намечаю вариант апгрейда.
Вилка, конечно, шикарная по работе, но совершенству нет предела и решил я перейти на воздух, полностью заменяя икс картридж на воздушную пружину и вытащив обе пружины. Однако, сейчас не совсем об этом.)
Что я получу, убрав витые пружины и заменив Х на воздушную упругую герметичную камеру?
Минус 200 грамм картриджа, минус 150 мл (чуть больше) масла (Х требует 220 мл, а воздушная пружина около 40 и то для смазки), минус две витые пружины с центровочными вставками (фото ниже) + упругая, прогрессивная работа. Вес ожидается около 3100, как дорада эксперт. =)
Убирая пружину из rc2, мы скидываем мноооого веса.
Но при этом остаётся бесполезная регулировка преднагрузки, так как преднагружать уже нечего.)
Картридж rc2 в 888 имеет поршень по размеру ноги и с изменением преднагрузки увеличивается и прогрессия, так как уменьшался объём воздушной камере. Но родной поршень не подходит к ногам шивера по внутреннему диаметру. И тут я вспомнил про друга, который имеет 3д принтер и прекрасно разбирается в калибровке и печати. http://vk.com/3dhab обращаться можно по разработке и изготовлению любой детали из пластика. ;)
Изготовил я, значит модель поршня по оригинальному образцу, но с подходящим мне диаметром.
В скором времени получил свою детальку и офигел от того, до чего дошёл прогресс, качество, вес, прочность не хуже оригинала. И это в домашних условиях по собственно сделанной модели. Идеально.)
Что я получаю с данным поршнем. На начальную часть хода регулировка не влияет никак. А далее поршень с прожатием входит в ногу, при этом масло выходит из картриджа в штанину, воздушное пространство стремительно сокращается и возникает упругость. Диапазон регулировки таков: начальное положение - влияние на последних 9 сантиметрах хода и влияние не сильное, а в другом крайнем положении поршень находится в ноге на последних 11 сантиметрах хода (больше половины) и прогрессия нарастает значительно заметнее.
В общем, подошел я к проектированию своей пружины серьезно, взяв проектирование изделия в качестве ВКР.
Проблем несколько. Шивер - старая и низкая вилка, пришлось изощряться с выдумыванием системы крепления негатива. Самое первое, что пришло в голову - система по типу многоразового якоря. Просто и надежно, у самого был якорь bbb, по его образу и подобию была смоделирована первая версия. Но затем я вспомнил, что при полном срабатывании подвески нога практически упирается в топкеп, что значит, что места катастрофически не хватает.
Были произведены расчеты зависимости давления в камере по мере срабатывания от первоначального объёма негатива и позитива:
В общем, из поверхностной диаграммы видно нарастание прогрессии по мере уменьшения начального объёма камеры. Так же диаграмма раскрывает назначение негатива, порог срабатывания в размере начального давления.
Как же ведёт себя негативная камера?
Чем больше ее объём, тем в большей части хода она оказывает воздействие. Итак, результаты при простом утапливании поршня с поддержанием давления:
Самый правый результат без негатива (для сравнения). Видно, что негатив выравнивает первую часть хода, нейтрализируя начальное давление и оптимизируя страгивание.
Итак, у меня есть верх от АТА 2 2008, красивый топкеп, еще и регулировка. По идее, это регулировка хода, ноо.... Зачем она на вилке 200 миллиметров? Итак, проект таков, что в скрученном положении ход 200 миллиметров. С выкручиванием, по идее, видимая часть пружинной стороны увеличится до 245. При этом вторая сторона с картриджем не сможет удлинниться, значит регулировка, пытаясь увеличить ход, будет утапливать поршень, уменьшая позитив и увеличивая негатив. Соло эир поршень выровнит давление. Значит по итогу получается диапазон от линейной работы по всему ходу с жестким упругим страгиванием до ощутимой прогрессии с мягкостью в первой половине хода.
Итак, есть идея, вилка и Компас-3Д.
Множество неудачных вариантов выкладывать не буду, вот итог, имеющий право жить. Готовые детали были спроектированы поверхностно для подгона размеров.
Основные траблы были в том, как спроектировать якорь, чтоб он был лёгким в исполнении и при этом выполнял функционал. Ведь в него еще должна была уместиться довольно объёмная внутренняя часть механизма АТА 2. Так же в ноге находится отверстие, через которое башинги поливаются маслом в стоке. Мне же это отверстие уже не нужно и пришлось его изолировать.
Вышло как-то так. Видимая высота ноги - 205 мм, ход 200 мм, регулировка положения соло эир поршня. Часть деталей уже напечатана, часть куплена, необходимо еще кое-что выточить, кое-что подогнать.. в общем, скоро будет готово =)
Отверстие избежал двойным поршнем, в образовавшейся полости будет находиться несколько кубиков масла, что будет достаточно для смазки.
Немного упоротости)
Издеваюсь над шивером с 2013 года
http://vk.com/id266570671
89141978451