Тема: Как впихнуть невпихуемое или заметки по установке карбоновой вилки
Итак, будучи сегодня в хорошем расположении духа, хочу поделится своим опытом по выбору и установке ригидной карбоновой вилки на MTB. Возможно кому-то это окажется полезным, поможет определится и удержит от ошибок.
Всё началось с навязчивой идеи эксплуатировать велик зимой... Но работа плюшевой вилки от RS в условиях наших суровых морозов вызывала опасения... Да, они вроде работают. Но износ всяких резинок и прочей технической части явно выше, чем в тёплое время. Также, воздушки зимой имеют дурную привычку сдуваться - резиновые уплотнители дубеют на морозе. Что мне совсем не нравилось В общем, решено было поставить вилку, не требующую к себе особого внимания - хромолевую или карбоновую ригидку. Алюминиевые варианты были сразу отброшены, из-за плохого поглощения вибраций этим материалом, что в случае с вилкой, очень даже важно Хорошие отзывы в плане гашения вибраций я слышал только про хромолевые (хром-молибденовая сталь) и карбоновые (углеволокно) экземпляры. Также, решено было, заменить старую насыпную рулевую на новую, чтоб как у людей и на промах Мне казалось, что езда по зимним буеракам будет создавать высокие нагрузки на рулевую и старая может не выдержать.
Объект установки - Mongoose Tyax Comp 2012, рулевой стакан обычный ZeroStack, прямой, без конуса. Вилка - RS Reba 100 мм хода. При выборе и замене вилки, очень хотелось сохранить или, по крайней мере, не слишком завалить прежнюю геометрию велосипеда. Особенно не хотелось слишком просаживать кареточный узел, так как зимой предполагались торосы, снежные перекаты и прочие прелести, хотелось быть повыше В общем, я решил постараться выдержать такую же геометрию, как с заблокированной 100 мм воздушкой от RS, без учёта сэга. Основной параметр, который необходимо измерить - расстояние от оси дропаутов вилки до короны (прямо до площадки установки опорного кольца). Это расстояние также называется axle-to-crown. В моей RS Reba это расстояние составило 474 мм.
Искать такую вилку было решено в дружественной нам КНР Да, это значительно дешевле, хотя есть риски. В общем, я решил рискнуть. После того, как с параметрами было определено - я отправился на просторы Китайских интернет-барахолок. Хочу сказать, что вариантов хромолевых вилок оказалось не много, также не всё было понятно и с их размерами, поэтому вскоре я начал искать карбоновые образцы. Вариантов оказалось просто море! Ощущение было, что каждый китаец просто обязан в жизни сделать 3 вещи: кеды, джинсы и карбоновую вилку Как вам, например, карбоновая ригидка под 15 мм ось из поднебесной?
Но с ними было не всё так просто...размеры этих вилок порой были непонятны и, дабы не пролететь, в море вариантов рассматривались только те, к которым прилагались чертежи с размерами, например такими
Но вылезла новая проблема - понравившиеся мне по цене и геометрии варианты все, как на зло, были с коническим штоком! Это был конкретный заговор - все вилки с прямым штоком были или явно низковаты, или не было чертежей. В общем, под обычный прямой шток я не смог ничего найти. Тогда я вспомнил, что существуют на свете переходные рулевые чашки...
Изучил продукцию небезызвестных товарищей из конторы Hope
И не менее небезызвестных товарищей из Nukeproof
Нужные мне чашки были и у тех и у других. Они запрессовываются в нижнюю часть стакана рулевой и позволяют впихнуть снизу вилку с 1,5'' конусом и штоком 1/1.8'' сверху. Из минусов - это чашка с внешним подшипником, соответственно рулевая поднимется ещё на высоту чашки - 13 мм. У Hope это нижняя чашка EC44-40 Type H У Nukeproof это EX-44-40-B5
Было решено заказать чашки от Nukeproof, так как это круто, стильно и дешевле, чем от Hope А чтобы было красиво и параллельно, я разорился ещё на такую верхнюю чашку
Также к чашке EX-44-40-B5 можно заказать кольцо Nukeproof Reducer Crown, что позволяет установить в неё вилку с обычным, прямым штоком, при необходимости. Это показалось мне тогда хорошей идеей
Соответственно, была заказана китайкарбоновая вилка с геометрией под 27,5 (подходила в целом по чертежу, а стоила почему-то дешевле, чем аналог под 26'') axle-to-crown 470 мм и коническим штоком.
Настал день Д и час Х - вилка и рулевая оказались у меня в руках. Вилка пришла достаточно хорошо упакованной - вся вкруг замотана мягкой лентой из полипропилена, упакована в коробку без опозновательных знаков - в общем, настоящий, китайский noname в лучших традициях Она оказалась настолько лёгкой, что думалось: "Китайцы, злодеи, прислали пустую коробку". Вообще, первые мысли были, ну её в болото, этот макет фанерный, убьюсь ещё на нём Но отступать некуда - надо ставить
Нашёл какую-то точку на покрытии...
Дропауты вроде сносно сделаны...
Корона
В шток глубоко заколочена какая-то китайская газета, достать не выходит - срослась с карбоном, видимо часть конструкции, пускай остается
В целом, качество изготовления вилки оказалось вполне сносное. А вот примерка рулевой очень разочаровала! Оказалось, что посадочная часть чашки EX-44-40-B5 от Nukeproof просто огромная, аж 14,8 мм против стандартной посадочной глубины 8,3 мм в стакане ZeroStack!!! Это сделано, по заверениям Nukeproof, дабы несчастную чашку точно не вырвало при экстремальных нагрузках...только вот такие стаканы ещё поискать надо. Почему-то в Hope не считают, что надо так извращаться и их EC44-40 Type H вполне стандартной глубины. И как я сразу этого не заметил... Вот уж верно говорят про 7 раз отмерь. В общем, в тот день я долго проклинал Nukeproof И неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы свою помощь не предложил мне камрад JADEL, за что ему неимоверное спасибо, респект и положительная репутация Посмотрев вместе на чудо-чашку от Nukeproof мы не смогли найти принципиальных отличий у неё от аналогичной Hope. Сергей проделал над проклятой чашкой несколько манипуляций на электронаждаке c периодическими маканиями её в грязный снег и чудо-чашка стала в размер с её аналогом от конкурирующей фирмы. Как там обычно пишут в рекламе, "обработано лазером на станке с ЧПУ", ну, почти
Далее, в мастерской у камрада Nick_NeoCOM была произведена установка рулевой - всё отлично встало на свои места.
Переходим к установке - у вилки оказался ещё один неожиданный сюрприз - карбоновый шток. С ним, как оказалось, тоже не всё так просто Всё-таки для себя я решил, что если за весом не гоняться, лучше брать алюминиевый шток, но тут уже было поздно что-то менять. Во-первых, для установки вилки с карбоновым штоком нам понадобится вот такой распорный, анкерный якорь (обычный, забивной, лепестковый с карбоном использовать нельзя) - и пусть он будет подлиннее, у меня из 3 секций - цепляется покрепче (на мой взгляд).
Во-вторых, шток надо отпиливать с учётом, что верхняя часть анкерного якоря прибавит ему 2-3 мм высоты.
И в третьих, понадобится ещё одна вещь, ведь сюрпризы на этом не закончились Забегу немного вперёд - в первую же покатушку на новой вилке, возвращаюсь обратно домой. Зима, вечер, морозец, но большого ледяного наката ещё нет на дороге... Спускаюсь по Калинина к Пионерской...скорость большая...под 50, и чувствую, что-то не так...равновесие уплывает как-то странно, как будто руль живет своей жизнью... Чуть не убрался было, остановился, думал втулка чтоли залюфтила, а оказалось, что вынос гуляет на штоке! В общем, этот карбон, штука, как оказалось, скользкая И алюминиевые детальки на нём могут очень даже неплохо скользить. И, если такое явление наблюдается, необходимо использовать спецпасту для соединения карбоновых деталей, усиливающую сцепление таковых. Например эту
Увидав цену этой баночки в 1,5 килорубля в триал-спорте меня стала душить жаба... И благодаря подсказке опытных камрадов и гугла найдено более доступное решение - зубная паста. Главное брать обычную, без наворотов. Я вот решил использовать какую-то с ментолом
Наносим небольшое количество пасты тонким, равномерным слоем на внутреннюю часть штока, устанавливаем якорь, затягиваем аккуратно, контролируя усилие.
Я в первый раз затягивал на 6 нМ, потом на 10 нМ. Потом, при последующих протяжках, от руки ещё сильнее затягивал - ничего так и не сломалось Прочная штука оказался этот карбон, но в любом случае - будьте осторожны! Без фанатизма.
Наносим небольшое количество пасты тонким, равномерным слоем на внутреннюю часть выноса - на фото первый опыт, нанесено слишком много и лучше наносить всёж не на шток, а на вынос - тогда, при надевании выноса, паста не будет соскребаться вниз, залепляя проставочные кольца и рулевую, создавая помехи потом, при регулировке рулевой.
И вот, наконец, после стольких мучений, всё установлено! В целом, цель достигнута, вилка стоит хорошо, геометрия, в целом, сохранена. Рулёжка всёж стала острее почему-то, но я быстро к этому привык и сейчас уже не ощущаю. НО и это ещё не всё! После первых покатушек в рулевой стали время от времени появлялятся люфты! Несолько раз рулевую приходилось подтягивать... Наверное, в общем зачёте, я сделал 5 хороших протяжек, и вот они, наконец, перестали появляться. В общем, я ещё больше укрепился в мысли, что эти карбоновые штоки....капризные...в общем
Несколько слов про ощущения.... Сначала было страшновато - боялся, что этот макет внезапно разлетится на зубочистки Но удивительно - прочная штука этот карбон, ничего не разлетелось, даже при езде по очень негуманным снежным торосам с сильной долбёжкой в колесо. Также видали мы и дропы с 30 сантиметров примерно (с посадкой на 2 колеса) - всё без нареканий. В общем, со всеми туристическими задачами справляется. Перед велосипеда, конечно, очень сильно разгрузился, что даёт возможность легко забрасывать переднее колёсо куда-нибудь и вообще положительно сказывается на гашении выбраций.
Конечно, это не плюшевая вилка, в бордюры и камни втыкаться нельзя, руль зажимать нельзя - нужно немного привыкнуть и поменять манеру вождения. Но в целом она хороша! Достаточно хорошо гасятся вибрации от всякой мелочи и "стиральных" досок, по ровному так вообще катить - одно удовольствие! Рулевая тоже продолжает радовать меня своей прочностью и мягким ходом. С момента установки вилка прошла уже больше 1000 км. - конец осени, зиму и весну. Полёт нормальный и я настолько успел к ней привыкнуть, что менять на плюшевую уже не собираюсь. Теперь мой Mongoose окончательно стал повседневно-туристическим велосипедом Этим завершаю свой очерк, надеюсь он окажется хоть немного полезным кому-нибудь на скользком пути велофетишизма
P.S. Выражаю благодарности камрадам azor, Podkovirov_Alex - за советы, терпение и варианты; JADEL и Nick_NeoCOM - за техническую часть. Без вас всех эта инсталляция могла и не состояться
P.S.2 Вот тут ещё один очень неплохой очерк об установке карбоновых вилок http://mysku.ru/blog/aliexpress/29887.html
Жаль, что попался он мне уже после того, как я проделал всё это сам
+7(914)-37-две четвёрки-три девятки