С горя перекусили запасенными плюшками с гамбургерами и решили попытать счастья на новом мосту на Хэйсяцзыдао — остров Черного дракона, он же Большой Уссурийский. Но и тут нас ждала китайская свинья (да, это был не наш день). На въезде на мост стоял военный пост, который жестами показал нам необходимость оформления пропуска в сухопутную погранзону. Ради справедливости надо заметить, что точно так же здесь разворачивали и китайские машины, не имеющие таких пропусков. Как нам объяснили позже, попасть на остров проще всего в составе организованной экскурсии на автобусе; оформлять индивидуальные пропуска для иностранцев очень сложно, турфирма это делать не возьмется. Пока я доедал остатки своих запасов, Олег суетился вокруг в поисках особо удачных ракурсов моста; пограничникам это очень скоро надоело и они криками погнали нас прочь.
На обратном пути заметили строящуюся на берегу озера (или залива) базу отдыха — с дюжину простых деревянных домиков с верандами, выходящими прямо в воду. Подъехали посмотреть, местный рабочий позвал нас показать домик изнутри. Очень симпатично, пахнет свежим деревом, после благоустройства должно быть очень неплохое место отдыха.
Пока мы сидели, отдыхая, в тени арки-дракона, сюда же подъехала пара местных велолюбителей. Я первый раз увидел здесь не крестьянина или работягу на велосипеде, а именно таких же велотуристов, как и мы — в велоформе, в шлеме, на дорожныхз велах с багажником и рулем-бараном. Они сфотались с нами и собрались ехать в сторону моста. Мы попытались им объяснить, что мы только что вернулись оттуда не солоно хлебавши, но они нас, видимо, не поняли. Однако через четверть часа (нам все еще было лень выбираться из тенечка) они уже катили обратно — у них, похоже, тоже не было пропуска
На обратном пути уже чувствовалась усталость, а только тронувшись после очередного привала, я обнаружил спущенное переднее колесо. Встали на ремонт, как назло, возле какого-то болота, и были яростно атакованы китайскими комарами; они, к сожалению, ничем не отличались от наших.
Доехав до Тунцзяна [通江 (Tōng jiāng), не путать с городом Тунцзян (同江, Tóng jiāng) на границе с ЕАО] © mclemon я почувствовал, что если не съем прямо сейчас мороженое, никуда дальше не поеду. «Ну попробуй, найди тут мороженое», — с усмешкой заявил Олег. «Вызов принят!» — подумал я и, остановившись у первого попавшегося домика с какой-то вывеской иероглифами, пошел на разведку. Как оказалось, в критической ситуации (например, когда очень хочет мороженого) человек начинает понимать незнакомые языки и делать другие чудные вещи. Картина в доме, куда я заглянул:
сидят несколько женщин, играют в какое-то домино; в глубине стоит тахта, на ней валяется мужик; в углу стоит шкаф-холодильник с напитками, прилавок с какой-то едой и — о чудо! — морозильник! «Нихао! Icecream? Мороженое?» — попытка контакта. Женщина-продавщица явно видит такое чудо первый раз, недоуменно показывает на холодильник с соками; я показываю на морозильник, и - опять чудо! - она его открывает, и внутри мороженое! Бинго!!! «Сколько?» «1 юань». А у меня из юаней только сотки, ну не менять же на 99 сдачи? Достаю десять рублей, пытаюсь объяснить: «это (мороженое) — один юань, это (русская десятка) — два юаня, ОК?» Доходит тяжело. Выглядываю на улицу, пытаюсь склонить Олега купить вторую порцию — может, так будет попроще? Нет, не хочет, возвращаюсь в магазин. О, продавщица поняла, рядом с упаковкой мороженого лежит сдача в один юань Расходимся довольными, на улице с наслаждением вгрызаюсь в мороженку. Наверное, этот квест и то, что китайская продавщица из деревушки, в которую вряд ли когда-либо заезжали русские туристы, вот так приняла русские деньги, стало моим самым ярким впечатлением за поездку
Кстати, о деньгах: поскольку собирались мы в спешке, в субботу я пытался поменять рубли на юани — безуспешно, в банках только по предварительному заказу. Пришлось побираться по знакомым. В итоге, за всю поездку не потратил ни юаня, везде принимали рубли, еще и сдачу давали юанями. И курс, кстати, оказался даже более выгодным, чем в обменниках Хабаровска: здесь не найти дешевле 52/10¥, а там спокойно считали по 5.
После мороженого «жизнь стала лучше, стала веселей» и, хотя снова начались горки, близость «дома» придавала сил. Добравшись до города, пофотографировались на центральной площади (там и детские аттракционы, и прославляющие строй барельефы, и огромный экран, сейчас выключенный), решили проехать на «набережную Шредингера», посмотреть на нее при свете дня. При свете дня она выглядела ничуть не лучше, чем ночью, всё тот же песок, мусор и памятник осетрам
От набережной поднялись к арке с драконами, за которой оказался неплохой (со слов Олега) парк — я уже выдохся и остался внизу с велосипедами, а Олег пошел на разведку-прогулку. После разведки наши пути разделились — у него еще были силы, чтобы при свете дня повторно подняться на сопку с вышкой и сравнить ночной и дневной виды, я же отправился в гостиницу.
Вечером погода испортилась, пошел дождь, Олег вернулся в гостиницу уже под первыми каплями, так что туристическая программа на этот день для нас была окончена. Под дождем добежали через дорогу до кондитерской, взяли плюшек на завтрак (ибо шведский стол начинался только в 9:30, а сдавать номер надо было в 7:30, в 8:00 уже выезд на речной вокзал) и поужинали в той же лапшичной наваристой мясной лапшой. За день умотались, так что спать легли как убитые.
Утром все было буднично: сумки собрали еще с вечера, проснувшись, перекусили, сдали номер, попрощались с работником камеры хранения и покатили своим неспешным ходом на речной вокзал. Здесь нам уже не надо было спешить за автобусом, дорогу мы знали, покатались в окрестностях речного вокзала, дождались нашу группу, и — домой!
Надо заметить, что, сравнивая рассказ dkphoto (http://dkphoto.livejournal.com/2009/07/18/) с нашей поездкой, делаю вывод о заметном прогрессе организации перевозок. Может быть, дело в том, что закрутили гайки «кирпичам» и стало попроще с таможенным оформлением? У нас не было такого длительного ожидания своей очереди на досмотр, сидели в Лунтане буквально 5-10 минут; да и посадка на теплоход проходила быстрее.
Вот и все, что пришло мне в голову для рассказа об этой велопокатушке Огромное спасибо Олегу (Ingenero) за безумную идею, за организацию (да, в воскресенье перед закрытым пограничным контролем он был ошарашен не меньше моего) и за фотографии. Я надеюсь, он расскажет о том, чего я не видел, и дополнит то, что я упустил
В целом, считаю, что покатушку надо признать успешной и рекомендовать ее остальным дврайдовцам. Опыт показывает, что никаких непреодолимых трудностей на этом пути нет, и если путевки не подорожают до своей первоначальной стоимости, это неплохой маршрут для двух-трех дней отпуска. Жаль, конечно, что не удалось выполнить и посетить все намеченные пункты, но — c'est la vie. Теперь надо дождаться, когда китайцы достроят все объекты на Хэйсяцзыдао, а наши разродятся-таки сухопутным пунктом пропуска, и замутить покатушку Хабаровск — Большой Уссурийский — Хэйсяцзыдао — Фуюань — Хабаровск
Stay tuned!
Мечты не умирают, поверьте. Умирают желания, не подкрепленные страстью.