Тема: 28 июля 2013. Большой Уссурийский остров
Тема в "покатушках" : http://www.dvride.ru/forum/viewtopic.php?id=9459
Фотоальбом 1: https://plus.google.com/photos/11053211 … 3984768689
Фотоальбом 2: https://plus.google.com/photos/11642265 … 1353149265
Эту покатушку мы с ребятами планировали за месяц, сразу после неудачной нашей попытки в июне забраться там же в приграничную зону. (см. впечатления ingenero http://www.dvride.ru/forum/viewtopic.php?id=9392).
Собрались мы тогда проехать к одному озеру… Опыт наших разведчиков показал, что попасть на остров и в укреп. район можно без особых проблем даже на машине. Но как бы не так! Наши планы оказались тогда «рассекречены» (переписка на форуме – нечто общедоступное), а мы были задержаны погранцами при попытке… Как нам пояснили военные, озеро и часть дороги, которой мы ехали, относились к приграничной территории. Находиться там без особого на то разрешения и документов нельзя. Отделались тогда адм. предупреждением.
Что же там
С недавнего времени в нашем распоряжении лишь часть острова Большой Уссурийский. Место, где проходит государственная граница, имеет особый статус как для России, так и для Китая. На одном из ответственных её участков установлен Поклонный крест и заложен Храм-часовня святого мученика воина Виктора Дамасского, - одна из целей нашего велопробега. Летом Большой Уссурийский особенно привлекателен для отдыхающих и туристов: люди проводят там все выходные с палатками, моторками и водными лыжами, несмотря на обилие всякого гнуса. На острове множество озёр, мест для отдыха, кемпингов и рыбалки. Ездят на Большой Уссурийский не только отдохнуть, но и поработать на огороде – здесь много дачных участков, есть посёлок и полузаброшенный военный городок. В это время из города попасть туда можно на теплоходе и через понтонный автомобильный мост.
Мы решили ещё раз прокатиться по пыльному острову, заодно отдохнуть, посидеть на берегу озера, посмотреть на храм-часовню, глянуть издалека на Китай. Как полагается оформили всем желающим пропуск в приграничную территорию, приготовили паспорта.
Прогноз погоды
Июль и август – самые жаркие дни в году здесь. Идеальная температура для покатушек устанавливается в темное время и ранним утром. Воскресенье 28 июля обещал быть по-настоящему летним днём, жарким и почти безветренным. Словом, обычная погода в мой день рождения:) Солнце палило почти всю неделю, дождик обещали к вечеру или в ночь. Взял кепку, оделся полегче, рюкзак за спину и вперёд.
- Я уже на теплоходе! Вы где, блин?
Отправление намечалось в 11:05 по расписанию. Я выехал пораньше занять место. По дороге услышал знакомые шумы. Всегда кажется, что звук откуда-то спереди-снизу, но так у меня шуршит только задний ротор. Приехал к причалу, никого из наших ещё не было. Дачники уже наполовину заняли места на теплоходе, пока я поправлял машинку. Забрался на корму понаблюдать виды Амура, утёс и набережку. До отправления времени совсем мало, а из команды только я один. Звоню Наташе и приятно удивляюсь: только выехала. Илья (DVRIDE/Муром_07) планировал присоединиться к нам уже на острове, но позже выяснилось что его там не будет. Ребята «немного» запаздывали, к их приезду трапик уже подняли. Я дико нервничал, звонил и махал руками, мол, давайте быстрей сюда. Спустился с мыслью сказать привет/пока и узнать какой план. Всё обошлось, трапик снова опустили, желающих попасть на остров прибавилось ещё и среди дачников. Загрузились и отчалили.
Посёлок
11:30
Добрались на теплоходе довольно быстро – от города рукой подать. Правда, на самом теплоходе растерялись в поисках куда пристроить велы, но место нашлось всем. Ещё в городе Гриша (DVRIDE/partez) проколол колесо, поэтому прогулка по острову началась после небольшого полевого ремонта. Дачники довольно быстро десантировались и покинули берег по своим делам, а мы устроились на остановке. По берегу кружила на своих «бабочках» местная детвора. Открывался хороший вид на протоку (больше известную как Чумка) и город Ха был вполне различим по золотым куполам Спасо-Преображенского собора.
После короткого т/о мы покатили в посёлок Уссурийский, откуда и начинался маршрут. Сделав небольшой крюк, выяснили у местной бабули, что дорога наша к понтонному мосту лежит на юг через кладбище. Попутно разглядели рем.базу Амурского пароходства, немного застряли в её песчаном берегу, и успели отведать черёмухи, которая неприлично свисала над чьим-то забором Быстро отыскали основную улицу и двинули по ней из посёлка. Местные удивлённо рассматривали нас и провожали взглядами (как провожают моряков дальнего плавания
Дорога, идущая от посёлка вполне проезжая, то есть тракторная: две хорошо укатанные песчаные колеи, местами густо заросшие травой. Несколько километров мы прокатились по ней без остановок. Проезжая мимо берега какой-то протоки, увидели культурно отдыхающих палаточников. Позже встретили их уже на другом конце острова.
Трава
12:25
Первый «спец. участок» был в паре километров от них и представлял собой травяные заросли. Проходил он как раз через кладбище. Обычная развилка посеяла в наших головах кучу сомнений: а вдруг надо повернуть налево? Здраво рассудив, что налево может быть только кладбище, мы выбрали объездные заросли. Впрочем, ошибиться мы никак не могли, направление держали верное, а как известно, в России дорог нет, есть только направления.
Пробравшись сквозь заросли, мы уверенно покатили дальше. Живописный пейзаж открылся перед нами: голубое небо в облаках, заливные луга и открытый простор… Я просто не мог удержаться, остановился и сделал несколько кадров.
Продвигаясь вглубь острова, мы всё чаще попадали в затопленную колею. Накануне Амур поднимался, и образовавшиеся в большом количестве грязевые ванночки накладывали свои отпечатки там где надо:) Говны как ни странно не мешали катить бодро (тут главное держать дистанцию, разогнаться и войти в колею). Но дальше мы были вынуждены остановиться – впереди замаячила ещё одна смутная развилка.
Водные процедуры
13:10
Прямо по курсу было озеро, дорога расходилась налево и прямо. Отдыхающий там народ не внушил оптимизма: сказали, что дальше затоплено и мы проехать не сможем, а только заблудимся. Пока я фотал красоту островных пейзажей, оводы облепили обе ноги и пустили аккуратные струйки крови. У ребят закрались мысли вернуться, тем более что точной дороги и местоположения нашего никто не знал. Достали мобильники, пошёл процесс гугления… Мысленно расставив ориентиры, неуверенно свернули налево. Там нас ждали водные процедуры. Первый брод оказался неглубоким и после него виднелось продолжение дороги.
Вода приятно освежила ноги, сухой участок маячил буквально перед носом. Вышли, отряхнулись и покатили дальше. Ровный с виду остров местами пересекали протоки, самые низины оказались затоплены. Ещё немного проехав, мы погрузились поглубже и подольше
13:50
Уже совсем вошли в воду, по самые втулки. Примерно 200 метров пришлось нам брести, улавливая позитивные ощущения ниже пояса:) То и дело я проваливался в невидимые ямы, путался в траве ногами и спотыкался о подводное что-то… Держались все на позитиве, вода на самом деле доставляла прохладу и радость. На опыте предыдущей мокрой покатушки я не рискнул погружать свой вел полностью: одной рукой удавалось держать, а другой снимать процесс. Местами проступала дорога, но катить было ещё сложно. Примерно через 100 м сухой участок и опять лужа.
14:10
Водные заслоны ещё не закончились, а мы снова оказались на перепутье. Остановились в чистом поле и передохнули. Стояли где-то на северо-восточной части острова. На горизонте хорошо виднелся Хабаровск. Послали разведчиков. По телефону Наташа доложила правильное направление – ребята проверили дорогу. Покатили дальше!
На пути было ещё несколько луж. Больших и маленьких.
Отметил для себя хороший ориентир на этом участке – каменный завал (на панорамке он по центру). Полевой дорогой выехали к берегу и встретили там более-менее адекватного человека. Рыбак немного сориентировал нас, – ехали мы правильно, и скоро должны были выехать на грунтовку. От берега дорога резко поворачивала и поднималась над островом.
14:45
Местность приобрела более менее знакомые очертания. Мы проехали мимо Голубого озера уже по грунтовке. По берегу можно было наблюдать следы, оставленные цивилизацией, а в сторонке от срача вовсю кайфовали отдыхающие.
Пока остальные катили вперёд, я немного задержался пофотать. Нагнал ребят на развилке – мы выбрались-таки на основную дорогу, идущую кольцом по острову.
Жара, июль
15:00
Солнце хорошо припекало. Жажда одолевала, а запасы воды тем временем подходили к концу. Кто-то укатил вперёд, а часть нас долго не раздумывая, остановилась. Увидели первые дачи и парк советских автоботов. Осушили свои полторашки и покатили с Гришей на пару заполнять их чем-нибудь жидким. Заглянули на один из участков, добрый хозяин угостил железной водой. Пить жутко хотелось, и было уже всё равно, лишь бы промочить горло.
Пополнили запасы и двинули к развилке, ведущей на понтонный мост. Наконец, сделал общее фото. На этом для девочек приключений оказалось уже много, и даже слишком – они хорошо запеклись и решили вернуться в город. Справедливости ради скажу, что не все
Пикник на обочине
На часах 15:30, обеденное время уже давно прошло, и мы сообразили сделать привал. Съехали с дороги в какую-то кустарную чачу, где оказался тупик. Вернулись и рассмотрели окрестность в поисках тенька. Немного побродив, нашли неплохую рощицу, – через неё шла дорога. Устроились на обочине поудобней и хорошенько перекусили. Бананы по пути тоже немного устали, то есть совсем расквасились. Наташа каким-то чудом довезла пачку шоколадных батончиков, сохранив их в удобоваримом агрегатном состоянии. А вот подаренная ею плитка шоколада приняла жидкую форму, и благодаря герметичной упаковке завершила это путешествие в моём холодильнике уже дома. Посидели, поболтали и поехали дальше.
16:30
Километры пыльной грунтовки остались позади. Мы добрались до укреп.района и решили первым делом осмотреться там.
В городке ещё кипит жизнь и нам повезло – работал магазинчик. Воды много не бывает, тем более холодной, тем более летом в походе – пополнили запасы, напились. Цены «приятно» удивили. А я удивил продавщиц, спросив после воды холодного пива. «- Вы ж спортсмены, куда вам?». Но день рожденья как-то надо было закрепить, пусть даже местной балтикой
У ларька нас встретил старый общий знакомый из числа местных вело-дружинников. Поболтали немного. Поделились планом покатушки. Ветеран уже ничему не удивился. Учитывая, что от Чумки дороги нет, а мы её нашли, он верно заметил наше отважное стремление забраться в самые глубокие непролазные места. Взрослые дяти-тёти наказали лишний раз не лазить по казармам и особо не совать нос в подвал госпиталя. Опасно там, химикаты какие, яды… Да и вообще, заброшки довольно старые, бывают обрушения. Но цели отчаянно сталкерить в укреп.районе у нас не было. Мы держали курс на озеро и по возможности хотели проехать к часовне.
Вернулись на дорогу и прокатились до блокпоста. На этот раз там было людно – дежурили погранцы. Мы как полагается предъявили заготовленный накануне аусвайс. Подъехал на машине знакомый офицер. Пообщались и поняли, что к часовне нужен какой-то эксклюзивный пропуск XXX уровня за подписью и согласованием начальника Управления, плюс некая предварительная организация и сопровождение. При спонтанном заезде до часовни возможно срабатывание сигнальной системы со всеми вытекающими… Как-нибудь в другой раз обязательно посетим это место. Дорога от блокпоста ведёт к часовне, на велах проехать вполне реально.
Озеро
17:35
Развернулись назад и по наставлению погранцов двинули кратчайшим путём к озеру. Самые удачные места оказались заняты и мы проехали дальше, пока не увидели берег Амура. Семейная пара уже готовилась к отъезду и с радостью готова была освободить место. Но мы вернулись к озеру и заняли-таки крутой бережок посередине. Патрульный вело-дружинник следовал всю дорогу за нами и какое-то время маячил в сторонке.
Удобно расположились на берегу, развернули «поляну», перекусили ещё раз. Берег оказался довольно крутой, но вода была просто чудесная. Мы купались, и какое-то время просто сидели в воде, спасаясь от жары и гнуса.
Укреп.район
18:50
Озеро находится совсем рядом с полузаброшенным городком, и на обратном пути мы заехали туда ещё раз, уже через северные ворота. Времени на исследование всего и вся не было, остановились у первого же здания. То был раньше местный клуб. Площадь возле клуба была густо засеяна битым стеклом. Мы бросили велы напротив входа, зашли исследовать внутреннее «убранство», – типичное для заброшки состояние – выбиты двери, окна, всё разломано и загажено.
Пробежались по двум этажам. Есть кинозал, балкончик и выход на крышу. Олег нашёл-таки артефакт. Улыбнули детские тэги, оставленные на стенах. Нетронутой осталась пожалуй только надпись в зале – эхо из славного прошлого:
УР-НЕПОДВИЖНАЯ КРЕПОСТЬ. ДРУЖНО ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ!
И ЗУБОМ НЕ ВОЗЬМЕШЬ
Домой
19:20
Пора было возвращаться в город. От укреп.района мы выехали на знакомую уже развилку, откуда хорошо виднелся наш ближайший маршрут. Комбайны к тому времени как и мы завершили свой полевой марафон и неспешно пылили в сторону понтонов. Дорога обещала быть непростой. По крайней мере с переездом по мосту проблем не возникло. Остановились у киоска что за мостом в последний раз пополнить запас воды и сбросить мусор. От берега шла довольно контрастная дорога – километровый подъем по убитой асфальто-гравийке сменялся скоростным и гладким спуском к Осиновой речке.
Мне казалось мы будем ехать целую вечность до центра. Крутые спуски и такие же крутые подъёмы под Красной речкой давались совсем тяжко. Возвращение в город происходило долго, мы вкручивали практически безостановочно. Собственно, дорога домой заняла большую часть покатушки – примерно 55 км. Олег Gankmonk попрощался с нами у «Выбора» на Пионерской. А мы возвращались уже в сумеречный центр города. Силы покинули нас под развязкой Пионерская – Запарина и мы пошли пешком. Город угрожающе затянули тучи, подул сильный ветер. Мы попрощались на Ленина, и спешно покатили по домам.
Послесловие
Покатушка не прошла бесследно: я в хлам сгорел и на следующий день был похож на индейца-пчеловода. Ноги покрылись волдырями и дико распухли. Неделю я не вставал на педали. К пятнице более менее пришёл в норму, и отковырял наконец вел от говен. Очень запомню этот день рожденья