Тема: Отчет о путешествии из Хабаровска в Талакан. Июль 2014
Идея о таком маршруте у меня возникла еще летом 2013 года, когда приобрел свой «Стелс Навигатор 500». Многие едут из Хабаровска во Владивосток и наоборот или вообще совершают сверхдальние путешествия через всю страну. Я же решил во время своего отпуска в июле 2014-го проехать из Хабаровска, где живу сам, в п. Талакан Амурской области, где живут мои родители. Талакан – это Бурейская ГЭС, и отец, и мама имеют к ее строительству непосредственное отношение. К тому же этой осенью у мамы юбилей – 80 лет, что тоже, скажем, символично. Значит, велопутешествие!
У велосипеда (спасибо Alexandro за техническую подготовку!) на заднем багажнике крепится трехобъемный велорюкзак Autor на 32 л. Заплечный рюкзак решил не брать, спину надо беречь. Остальной багаж – в одноколесный велоприцеп Qeridoo QX, приобретен также в 2013-м в интернет-магазине. Как же управляется вся эта полностью загруженная конструкция? Поначалу было непросто, здесь рулем не повиляешь, чтобы объехать рытвину или камень – прицеп дергает в сторону и потом приходится судорожно выправлять курс. Поэтому следует наперед оценивать обстановку, прокладывать плавную траекторию движения, но когда привыкнешь, катишь легко. Прицеп идет строго по колее заднего колеса велосипеда. В подъемы, конечно, приходилось забираться на пониженных передачах вплоть до 2-2 (у этого Стелса 18 передач), но самую маленькую ведущую звезду я не использовал, т.к. на таких малых скоростях уже проблема удержать равновесие. На длинных спусках по гладкому асфальту разгонялся до 50 км/ч, но это чревато – потом как-нибудь расскажу.
Весь маршрут, если верить Яндексу, должен составить 550 км. Разбил его на 5 дней, планируя на один дневной пробег немногим более 100 км с ночевками у водоемов. Должно быть не тяжело. Сразу оговорюсь, что наивность моя меня подвела – я не учел рельеф местности, по которой предстоит ехать, поэтому продолжительность поездки составила целых 7 дней вместо 5. Однако, поскольку я был в отпуске и не ограничен временем, такое увеличение сроков не испортило общей картины.
Итак, 12 июля, день старта. Упакован багажник и сумка уложена в прицеп. Легкий мандраж, первый раз такая длительная поездка, да еще в одиночку. 11:00, жена вышла проводить, сфотографировала у подъезда. Выехал на Трехгорную, в сторону мясокомбината, доехал до стелы у въезда на мост через Амур, еще одно фото для отчета. По дороге на неровностях несколько раз расстегивался правый замок прицепа, как оказалось – из-за изоленты, намотанной на выступы эксцентрика задней втулки, за которые цепляется к заднему колесу прицеп. Изолента должна была убрать металлический стук замков об выступы эксцентрика, но ее оказалось больше, чем нужно, поэтому правый замок закрывался не до конца. В дальнейшем решил проблему тем, что дополнительно веревочками подвязывал оба замка – быстро уже не отстегнешь, но и прицеп самопроизвольно не отсоединится.
Переехал через мост, приноравливаюсь к дороге, к прицепу. Вспомнил, что поехал, даже не позавтракав как следует, поэтому перекусил наскоро в кафе на повороте на п. Тельмана. Блины оказались чересчур жирными, не понравилось. Настроение какое-то тревожное. Проехал поворот на Николаевку, стало веселее, дорога ровная. Раньше далее Тельмана в этом направлении не ездил, а тут новые впечатления. Миновал Ключевое, 13:48, въезжаю в Волочаевку-I. Проехал ее насквозь, село длинное. Машин поблизости нет, сфотографировал себя на ходу в зеркале заднего вида. Ольгохта, почти 4 часа дня. Меня обогнал грузовичок дорожной службы, проверяют состояние дорожных знаков. Остановились, расспросили, куда еду и зачем. Удивились, что в одиночку, кто-то из них сказал, что сам бы ни за что, другой ответил, что только так и надо. Сфотографировали меня на мой смартфон и разъехались каждый по своим делам.
Час за часом, километр за километром. Время без двадцати шесть, подъезжаю к развилке на Смидович. Где-то здесь у меня запланирована ночевка на озере. Прикидываю, что неплохо бы запастись чем-нибудь съедобным на вечер. А вот и поворот направо на Песчаное. Решаюсь завернуть до ближайшего магазина. Проехал с полкилометра, увидел магазин, купил батон полукопченой колбасы, хлеба, вернулся на трассу, проехал еще немного и вот справа озеро и к нему грунтовка. Сворачиваю, лавирую между ухабами, выезжаю на песчаный бережок. На нем легковушка, водитель купается в озере, вода теплая. Оставил велосипед в траве, а сам прошел вправо вдоль берега, поднялся чуть повыше в лесочек, нашел маленький ровный пятачок среди деревьев. Здесь буду ночевать. Вернулся за велосипедом, прокатил его по более удобной тропке к месту ночевки, обнаружил совсем рядом памятник. Как гласит надпись – партизанам, воевавшим в 20-е годы прошлого века с американо-японскими интервентами. Практически в самом лесу. Ну и меня ниоткуда не будет видно. Расставил палатку, она у меня нейлоновая, двускатная, со стойками. Под палатку сложенный тент из китайской «рисовки» - так немного мягче и не сыро. Велосипед и прицеп рядом, между палаткой и деревом. Разжег костерок, вскипятил воды, заварил лапши и чаю, поужинал. Оказывается, забыл взять с собой кружку, поэтому чай всегда пил из крышки от котелка или даже прямо из котелка, когда он немного остынет. Пока возился с костром (помогла таблетка сухого спирта), начало темнеть. Спустился к озеру, искупался, заодно набрал воды на следующий день в пластиковую бутылку (для готовки, пропустив через фильтр «Аквафор» – для питья воду покупал по дороге, где была возможность). Залез в спальник и уснул. Коврик-пенка – не диван, но ничего, терпимо. В этот день компьютер показал 104 км пробега при средней скорости 20,3 км/ч. Время движения – 5:11.
Тут надо отметить, что сама трасса М-58 проложена так, что не заходит в большинство населенных пунктов, и это надо учитывать в ходе путешествия. Т.е. либо надо сворачивать с трассы для «отоваривания», что удлиняет маршрут и требует дополнительного времени, либо побольше продуктов везти с собой, что сказывается на весе багажа. С собой же на первое время у меня была 1 банка тушенки, 1 банка сайры, 1 банка каши гречневой «Губернаторская» – мясом она слегка пахнет. Еще чай в пакетиках и пакет кураги-чернослива-изюма-орехов. Вот это последнее мне удалось растянуть до конца поездки и это замечательная вещь, особенно во время движения. Пополнять припасы рассчитывал по дороге. Сильно надеяться на придорожные кафе не следует – для велосипедиста они попадаются нечасто.