Статья для прессы:
Тропой Дерсу Узала
Экспедиционным центром РГО Сибирского федерального округа осуществляется проект "Дерсу Узала", посвященный 40-летию создания одноименного фильма. Картина, рассказывающая о гармонии человека и природы, получила премию Оскара и была закуплена 120-ю странами мира.
Инициатор замысла - велосипедный путешественник Владимир Черников. В ходе первой части проекта ему передали землю с места рождения исполнителя роли Дерсу Узала тувинского актера Максима Мунзука. И в начале сентября эта земля будет рассыпана на Дальнем Востоке на месте съемок фильма, а также захоронена под могильным камнем знаменитого таежного следопыта. После чего землю Приморья путешественник отвезет в Туву. И тогда душа актера, судьба которого так тесно переплелась с Дерсу Узала, наконец-то с ним встретится.
Проект курируется многими шаманами и потому он, безусловно, состоится.
Чтобы полнее прочувствовать менталитет коренных народов, Владимир предпринял необычное путешествие: на своем велосипеде он проехал более 2000 км по пяти центрально-азиатским регионам, в которых проживают хакасы, шорцы, алтайцы-теленгиты, казахи, монголы и тувинцы.
Вот его впечатления.
Фокус зрения
Хакасия - это наша древняя история, запечатленная в тысячах петроглифов, каменных истуканов и курганов, бережно хранимая степняками и русскими переселенцами.
Шория запомнилась путешественнику глухой тайгой, заброшенными лесовозными дорогами и бесконечными бродами. Исправительные лагеря, рудники и заводы почти уничтожили шорскую культуру и лишили местное население своего языка, традиций и обычаев.
Горный Алтай в далеком прошлом был прародиной многих народов Центральной Азии. И теперь еще люди, как могут, сопротивляются натиску урбанизации. Но они вынуждены уступать активно развивающемуся туризму.
Проживающие в приграничье между Алтаем и Монголией казахи искренни и дружелюбны. Их дети, завидев путешественников, наперегонки бегут к дороге лишь для того, чтобы помахать им рукой. Юрты, люди, скот, собаки... Быт кочевников - это реальная копия "Боярской писаницы", где на 5-метровом скальном "холсте" изображена жизнь скифской деревни. Кумыс, монгольский "цай" и лепешки - традиционное угощение путника, проезжающего мимо.
Тува - это лиственичные леса, пески и заносчивое население. Например, на улицах монгольских поселков Владимира приветствовали: "Здравствуйте, друг", а в Туве - "Здорово, брат" - часто с оттенком превосходства. Тува среди других российских регионов держится гордым особняком, поддерживаемая влиятельным покровителем. Однако и здесь заметно влияние городской цивилизации, а устоявшийся уклад еще больше разрушит скорое строительство железной дороги. Местные жители подсознательно этого боятся, но, как говорится: и хочется, и колется. Ведь и плюсы для развития региона будут очевидны. А что такое качество жизни, переехавшие из провинции в Кызыл тувинцы знают уже не понаслышке.
Монголия - страна зноя, редкой воды, причудливых скал и дорожной гребенки. И хотя два миллиона монголов из трех, уже проживают в городах, малонаселенная сельская глубинка по прежнему придерживается обычаев гуннов.
Общаться с местными жителями легко: их символизм, основанный на природном бытии, для понимания прост. Пример тому горловое пение. Обычно оно не содержит слов, но, резонируя с энергетическими частотами человека, завораживает каждого. Так же и чужая речь воспринимается адекватно - но при условии, что путник сумел освободиться от городской суеты.
Малые народности
Как-то путешественнику рассказали о нарастающем среди алтайских теленгитов движении по признанию своей национальности. Процедура не сложная: нужно найти пару стариков, которые подтвердят, что твои предки жили в этой местности. Но зачем это нужно? Дело в осознании своей коренной идентичности или есть тому другие причины?
Ясность внес Край Адарович Бидинов, основатель Музея теленгитов в с.Кокоря Кош-Агачского района РА.
С его слов, в ходе первичного оформления автономии Горного Алтая - в 17 веке, местное население относилось к "ойротам" ("лесной народ", общее название всего населения огромной территории джунгарского Ойротского ханства). 150 лет назад, после присоединения Алтая к России, местных жителей назвали "алтайцами". Оба названия носили политико-административный характер и этнонимами не являлись. Этническое самоназвание местных жителей - "теленгиты" или "теле". Так они значатся в старинных китайских летописях и такими их знали во всей Азии.
Слово "теле", возможно, восходит к дин-линам. Но согласно другой, более вероятной версии, термин "теленгиты" выводится из монгольского "долонгуты", т.е. "семидючинные" ("долон" - семь, "чут" - объединяющее в племя), состоящие из семи административных единиц. Получается, что "теленгиты" - тоже не самоназвание народа? Пусть так, но зато оно более древнее.
По мнению рассказчика, южные теленгиты лучше других сохранили свое национальное самосознание, потому что вступили в Россию на 100 лет позже остальных народов Алтая. И в последние десять лет вплотную занялись восстановлением исторической справедливости. Почему не раньше? Потому что только в 2000 г. вышло постановление Правительства РФ, в соответствии с которым теленгиты были признаны коренным малочисленным народом Сибири с особыми правами на пользование ресурсами, занятия промыслами, налогообложение, социальную и медицинскую помощь и т.д. В целом немало получается, если добавить сюда еще и северные льготы.
Бытие, как всегда, определило сознание. Только вот содержать малые народности приходится регионам-донорам: тем же Красноярскому и Алтайскому краям, Кемеровской области. Некоторые считают это справедливой платой за оккупацию русскими шорских, алтайских и тувинских земель. Однако до революции было по-другому и дань платили инородцы. Еще один парадокс советской истории!
Тувинские богини
В Туве путешественника встречали велопробегом, участниками которого оказались только женщины. И неспроста. Их лидирующая роль в семье и тувинском обществе обусловлена сохранившейся традицией первобытного матриархата, когда женщина-мать была первым придуманным людьми божеством. На фигурки Макоши - богини судьбы и плодородия, славяне молились еще 42 тысячи лет назад.
Тувинки пользуются необычной популярностью за рубежом, покоряя рафинированных иностранцев своим независимым и свободолюбивым характером монголоидов - прародителей значительной части человечества. Они исторические дикарки в хорошем смысле этого слова.
Новогодняя елка
В Центральной Азии развита религиозная толерантность. Здесь мирно уживаются Белая вера (Алтай jан) - современная трактовка тенгрианства (поклонение Небу); бурханизм - синкретическая религия с элементами шаманизма и буддизма; ислам (массово распространен среди казахов) и Русское православие (церкви РПЦ есть практически в каждом селе).
Тенгрианство в течение 5 тысяч лет было национальной религией основной массы тюркских народов мира. Но в первозданном виде сохранилось лишь у сибирских алтайцев, хакасов, якутов и части тувинцев, которые в своей повседневной жизни по-прежнему используют солнечно-лунный календарь.
Интересно, что именно тенгрианство подарило миру традицию ставить Новогоднюю ёлку. Вот как это было.
Следование солнечному календарю предполагает ряд праздников. Один из них - День зимнего солнцестояния, который приходится на 21 декабря. Тюрки праздновали его 25 декабря, когда начинал увеличиваться световой день. При этом совершался ритуал с принесением в жертву владыке Нижнего мира Эрлику лошади и различных кушаний. Одновременно тюрки повязывали на ветки священной ели цветные ленты.
Данный обряд у проживавших в Баварии гуннов (они пришли с Алтая еще тысячу лет назад и жили обособленно) подметили немцы и однажды, на католическое Рождество 25 декабря 1605 г., аналогичным образом украсили елку в г.Эльзасе. Ритуал быстро прижился, рождественскую елку стали украшать конфетами, орехами, фруктами и овощами. Вскоре в Саксонии был выдут первый стеклянный ёлочный шар. Для украшения елки вырезали также картонные колокольчики, фигурки зверей и птиц, которые раскрашивали яркими красками.
В России украшенные елки появились в 30-е годы 19-го века в домах петербургских немцев. А первая публично наряженная Рождественская ель была выставлена в Екатерининском вокзале Санкт-Петербурга в 1852 г. При Советской власти новогодние ёлки были запрещены как религиозный пережиток. Запрет был отменен в 1935 г. с присвоением ёлке статуса новогодней.
Характерно, что национальная одежда тюрков сохранилась и в наряде Деда Мороза: те же длиннополая шуба, пояс и шапка. Обычай класть под елку новогодние подарки тоже пришел из ритуала тюрков: так они поступали с жертвенной пищей Эрлику.
И вот теперь алтайцы ставят вопрос: не пора ли перенести пристанище Деда Мороза из Великого Устюга на свою историческую Родину?
Дух перевала
По устоявшейся традиции, всякий путешественник с почтением относится к местным Богам. И потому на одном из очередных монгольских перевалов Владимир Черников также спешивается, чтобы поклониться овоо и его Духу-хозяину. Кругом валяются тугрики. Многие отнесло ветром и путник поддается искушению, подбирая несколько купюр. Так, на всякий случай. Хотя местные деньги у него еще есть и он в них особо не нуждается.
В соответствии с обычаем, Владимир бросает и свои монеты тоже, окропив овоо водой и обойдя его три раза, как положено. После чего уезжает.
Но Дух перевала оказывается недоволен. Буквально через 300 м в голове путешественника засвербило:
- Это не твоё, как ты мог забрать?
- Так ведь валялось же, с овоо я не брал, да и заплатил за эти бумажки намного больше.
- Все равно это моё - упрекает Дух укоризненно.
Возвращаться не хочется и путешественник предлагает компромисс: деньги оставить на очередной горке и сложить над ними тур - сделать Духу младшего брата. Ведь нет у того брата? А теперь будет. Дух озадаченно молчит и путник делает, как и обещал.
Итог: в очередной скромной кафешке цены на хошур (небольшие чебуреки) оказываются в два раза ниже и денег хватает, чтобы набрать еды еще и на ужин.
Про воду
В соответствии с графиком путешествия, В.Черникову приходится ехать по 120-140 км в день, а ночевать - где придется. Главное, чтобы была вода. Но в одном месте она неожиданно закончилась, а со слов встречных американских велосипедистов, взять ее будет уже негде. У них воды давно нет и от этого они сильно страдают. А впереди Владимира ожидают только песчаные дюны. И он запаниковал. Однако тщательное изучение закачанных в телефон карт где-то совсем в стороне выявило... водокачку. Возможно, что на американских картах ее и не было.
Поиски оказались успешными и, сделав по степи 15-километровый крюк, путешественник воду все же нашел. С тех пор перестал экономить на весе багажа и возил с собой не менее 5 литров, избавившись от этой привычки только дома.
Медитации
Могильников в Центральной Азии много. Как-то Владимир присел отдохнуть на одном из курганов. Закрыл глаза и "увидел" прямо под собой череп, а все другие кости скелета были разбросаны. Ясно, что могила была ограблена.
А вот другой курган, похоже, оказался целым. Не зря же на нем камни стоят. Путешественник пристроился в центре и почти сразу почувствовал, что под ним находится уже целый скелет. Скиф бы похоронен на левом боку в позе эмбриона. Подчиняясь странному желанию, Владимир улегся в ту же позу и в его голове неожиданно всплыло: "ЖИЗНЬ БРЕННА". И далее, после паузы: "ОНА ПРОШЛА". Череп подождал немного и продолжил: "УДОВОЛЬСТВИЯ - НИЧТО". После чего окончательно замолчал, дав понять, что аудиенция окончена. Но Владимир так растерялся, что никаких вопросов все равно придумать не мог.
Уже в другом месте путешественник осматривал разбросанные вдоль дороги огромные камни. На них было выбито много древних изображений: олени, бараны... Но одно из них выглядело как круг. Неожиданно ладони Владимира сложились в виде чаши, а в голове отчетливо прозвучало: "подношение". Так вот, оказывается, что означают эти рисунки: изображения жертвенных животных! Наверное, набивание петроглифов было частью древнего ритуала.
Чудеса
В приграничном к Монголии Кош-Агаче В.Черникову рассказали о живущем неподалеку шамане Валерии Балыкчинове.
Дом алтайского целителя особо искать не пришлось: около ворот стоял столб, украшенный деревянной головой оленя.
- Можно переступить золотой порог Вашего дома? - предварительно постучав и приготовив подарки, Владимир смело открывает дверь. Хозяин обедает. Оказывается, всего час назад он приехал с рыбалки и, по-видимому, очень устал.
- Чего хотел?
Путешественник рассказывает, что он член Экспедиционного центра РГО и о цели своего похода. Хозяин немного смягчается, усаживает за стол и угощает хариусом. Но при этом как-то странно смотрит на Владимира и вдруг рассказывает свой вчерашний сон: мол, явился ему некто с головой то ли ворона, то ли орла с огромным клювом, но и на человека как будто похож. Примерно как гость в велосипедном шлеме. Владимир передает шаману свою велосипедную визитку с изображением "грязного носорога" и тот искренне хохочет: именно это чудо он и видел!
Контакт налажен и собеседники переходят во двор в шаманскую юрту, где уже горит ритуальный костер. Пользуясь расположением хозяина, путешественник подробно расспрашивает его о шаманских практиках и получает обстоятельные ответы. Шаман и сам удивляется своей откровенности, потому что подобных встреч обычно избегает. Но разве можно противиться приславшим путника Духам?
- Как вы стали шаманом?
- Когда мать лечила, я все видел это. Тоже предсказывал. Я знал, но не лечил, отказывался. А как мать умерла, началось. Я терпел. Ночью спишь - все видишь. Утром уставший встаешь. А потом телевизор включил: вон самолет разбился - я видел. Вон автобус разбился в Африке - я там был.
Потом наши алтайские шаманы приехали к нам в деревню. Они пришли, посмотрели, испытали меня. Сказали: "Всё, четыре месяца думай, будешь народ лечить". Эти четыре месяца так хорошо было, никакой сон не снится. А в пятый месяц в первый день началось все заново.
Они приехали в ноябрь месяц: "Будешь лечить?" Я говорю: "Не буду, тяжело это". "Ну как хочешь. Но твоих детей мы всех заберем, один останешься". И я испугался - их у меня пятеро было. И согласие дал.
Дар мне открыли и сказали, что через 3 месяца человек придет, будешь лечить. Я дома сидел, чай пьем вечером. Мужики заходят, женщина. Лечить надо. А я ничего не знаю, у меня ничего нет, с детьми играю. Но как-то лечил, сам не знаю. До сих пор не знаю. Но что-то делал. У меня тогда только красный пояс был - от шаманов. Вышел гостей провожать, в машину посадил. А соседи любопытные, пришли смотреть, как я буду лечить. Все сидят. Я захожу, пояс снимаю, меня током как ударило, я на 2 метра вверх поднялся с криком и упал. Все соседи вышли. Сейчас смешно, а тогда страшно было. Вечером сестра звонит: не надо было пояс снимать. Это было предупреждение шаманов: они рядом, бояться тебе не надо. И после этого началось: в день 110 человек, 108. Захожу в аил на 12 часов. Люди плачут, лечить надо. Все болезни лечил.
У меня сестра очень сильная на Алтае. Ездит везде, за границей бывает. Очень много сильных шаманов в Монголии. В Африке - колдуны. В Германии - вампиры, настоящих шаманов там нет. Есть такие, кто по 16-18 лет этому учатся, а я их открываю, у Духов разрешения прошу.
У каждого шамана сила для лечения - от другого шамана. У меня миссия лечить. Это мне открыли. Теперь я должен 60 шаманов открыть. Ясновидящих, предсказывающих, лекарей. Это миссия моя такая. Пока открыл 15-16, где-то так. Со всего мира. Из Германии молодого парня я открыл. На Украине два было. Из Таиланда прошлый год был. В этот месяц три человека открыл: Тагил, Кемерово, Москва. Еще Тюмень, с Алтая два, с Горного Алтая два, москвич. Много едут из Америки. Приезжают зимой, а 40 градусов мороз. Жалко их. Сейчас с четырьмя работаю. Спрашиваю их: "Как вы меня нашли?" Отвечают: "У нас тоже люди есть, дедушки-бабушки. Они нам предсказали, нас направили, вот мы Вас и нашли". И вот через года 2-3 они здесь. Обычно я их приход наперед вижу, за три месяца, а потом забываю. А когда приходят: вспоминаю, что видел их уже.
- Как Вы лечите?
- Это сто лет надо изучать. Был случай такой: два человека заходят. Диагноз одинаковый, а лечение разное. А медицина одинаково лечит. Шесть человек придет, три на ноги ставлю. Буддисты 20 лет учатся. Шаман - за секунды лечит, информацией. Туда заходим и начинаем лечить. Находим, где человек ошибся и наказание получил. Сначала здесь смотрим. Если нормально, то в подземный мир идем, там смотрим. Потом лечим. Эти миры не пересекаются, существуют параллельно. У меня сила такая, какой 600-700 лет назад шаманы лечили. Оттуда энергия идет. Когда человек идет на лечение, я сначала диагноз ставлю. Потом делаю обряд: человек тоже должен увидеть то, что я вижу. Когда человек сам увидит, то он быстро пойдет на поправку. Недавно мужик приехал с Кемерово, такой вопрос мне задает: "Я предков ищу. У меня возраст, никого не нашел". После обряда он сказал, что всех увидел: где живут, откуда началось, кто жив остался. Всё увидел. Очень доволен, уходить не хочет. А очередь, народу много. Будущее увидел, настоящее, прошедшее.
- Можно ли отказаться от миссии?
- Нет. Но два раза в год я ухожу от этого, не выдерживаю. Отпуск беру. Приезжаю домой: опять люди стоят. Говорю: есть же другие, езжайте к ним лечиться. Отвечают: у них не получится. Люди как побудут здесь, уходят другими. Вот сейчас ты здесь сидишь, ничего не чувствуешь. А когда уйдешь, то другим станешь.
Как-то приехал один мужик: Духов ваших можно посмотреть? Если появятся, посмотри. Обряд провел. Смотрю: красный сидит, весь красный, молчит. Ушел. Через 2 часа телефон звонит: "Ты, Валера, так шарахнул меня, только очнулся. Как уехал, не помню". Спрашиваю: ты видел Духов? "Да, видел. Сначала 6, потом 7. Потом женщина появилась, рядом с тобой стояла и пальцем показывала". После он 2 года на очередь вставал, но не едет. И так несколько раз. А в один день дверь открываю и он стоит. Дух его привел.
- Существует ли загробная жизнь?
- Наша жизнь - это испытание. Душа не умирает. Бывает, что при жизни отделяется от человека и мне приходится ее возвращать. Это очень тяжело. Аил трещит. А есть народ, который чистый, энергия есть. Вот как у тебя. Ты можешь в параллельный мир попасть. Все что тебе надо, там увидишь: свое предназначение, другие вещи. То, что ищешь. Все увидишь, даже потрогать сможешь.
После обряда человек смысл жизни сам понимает. Он другим становится. Характер меняется, по-другому на мир смотрит, тепло другого человека чувствует. Я свободу даю идти своим путем.
- Шаманы, как и люди, все разные...
- Сила шамана измеряется 12-ю уровнями. Мне два осталось. Но я свой уровень держу, выше не хочу. Подняться в любое время могу, но не хочу. Я начинал где-то с 4-го уровня. Ясновидящие приходят - они на втором или третьем стоят и дальше продвигаться не могут. Целительницы - это тоже второй уровень.
Уровни я открываю, Духа об этом прошу, когда вижу, что человек полезное делает. Мой уровень такой, что все шаманы боятся меня. Уровни трудом открываются.
У меня ясновидящая была с Казахстана. Приехала, села, разговаривает. Я ей черный камень даю - вон он лежит. Говорю: предсказывай. Она с меня начала. У меня весь прошлый год, октябрь месяц, как раз нога болела. Я с детства на коне, на мотоцикле. Она говорит: береги ногу. Потом стала предсказывать, что в мире делается. Где-то час это было. Попросила остановить ее, силы теряет. Спрашиваю: третья мировая война будет? Отвечает: она началась. Народ останется? Мало. Потом сидит молчком. После сказала: у вас триста Духов - это все мои предки и шаманы, которые лечили. Все были здесь.
Как-то пришел казах с ребенком, 6 годиков. Я сразу первый вопрос: что видишь? "Дедушка стоит". И стал предсказывать. На русском. Несколько поколений видел: все были здесь.
Был у меня такой случай: приходит женщина с порчей. Потом вторая, третья, восьмая. Все сделал, порчу снял. Сижу один, отдыхаю и Духов прошу: дайте мне такую силу, чтобы наказать тех, кто порчу наводит. Сижу так 15, 20, 25 минут - никакой информации нет. Мне самому страшно. Думаю, сейчас встану, уйду. И тут мне говорят: нельзя, мол. Это равновесие. Если черных убрать, то белые не поднимутся. И пример приводят: если рыбу не ловить, то она расти не будет. Так и человек тоже самое. Работай. Так и успокоили.
Был у меня один мужик. Говорит: я - бандит. Сейчас он совсем другой человек стал, добро делает. Ясновидящая была, из центральной России. Я ей говорю: тебе 2,5 года осталась. Отвечает: я знаю. Нарушила, деньги за лечение брала, по 150 тысяч. Выход есть? Выход всегда есть - отвечаю. Не бери деньги.
Многие, кто прошел у меня обряд, к деньгам спокойно стали относиться. Таких случаев очень много. Но я сейчас лечение постепенно останавливаю. 3-4 в день. Хозяйство, работа...
Ладно, давай путешествуй, Владимир. Плюмаж на шлеме - это защита тебе и коню твоему. Правильно сделал.
Сегодня во сне меня увидишь и решишь. Если захочешь приехать, то на растущую Луну. Сегодня я тебя не трогал, нельзя. А вот когда специально сам приедешь, то проведем обряд. Это другое дело.
- Хорошо. Если запрета не будет.
Шаман В.Черникову действительно приснился, но в образе... мафиози. Который ненавязчиво предложил крупную сумму денег. Бесплатно, но с условием, что полученную от оборота прибыль придется возвращать кредитору, т.к. деньги были даны под проценты. А что же тогда остается, только работать? Ну да, но ведь это доверие и его ценить нужно. Голодным же не останешься. Вот у шамана есть дом, аил, машина, скот - так и у Владимира все будет.
В общем, теперь путешественник в раздумье. Нужна ли ему такая жизнь? Ясно, что дело не в кредите, это аллегория. Смысл в бескорыстном служении Делу и выполнении миссии. Это должно стать сутью его бытия...
Кату-Ярык
Перевал Кату-Ярык ("Твердая трещина в горе") - это рукотворная жемчужина южного Алтая. Девять петель крутого серпантина построены в 1986-89 гг. тремя совхозными трактористами из с.Балыктуюль. С одним из них, Виктором Ивановичем Ухановым, путешественник встретился и взял у него небольшое интервью.
- Мы начали строить в 1986 г. по инициативе директора совхоза "Советский Алтай" Арсения Васильевича Санаа, заслуженного работника сельского хозяйства России. Это очень известный человек и его именем названы улицы. Дорога была нужна совхозу, потому что за перевалом было много зимних стоянок скота и две деревни, сообщение с которыми было возможно только через Телецкое озеро - а это огромный крюк, либо вертолетом - это дорого, либо вьючными лошадьми по тропам (в этом месте впоследствии уже государство начало строить новую дорогу, да бросило).
Руководителем бригады назначили Уханова Аркадия Романовича - ему тогда было 54 года (1932 г.р.) и он всю жизнь проработал бульдозеристом. В бригаду также вошли сын бригадира Анатолий и Уханов Виктор Романович, племянник бригадира (оба 1958 г.р.). Каждый с закрепленным за ним трактором.
Со слов рассказчика, петли серпантина планировал и продумывал бригадир: на глазок, без проекта (он был составлен уже после окончания строительства). Вряд ли Аркадий Романович вообще знал о существовании специальных СНиПов и таблиц.
Дорогу строили в течение трех летних сезонов. Финансирование осуществлялось за счет совхоза, а с половины дороги подключилось государство. (Санаа по этому поводу лично встречался с российским президентом Б.Ельциным). После чего работы пошли веселее, стала применяться взрывчатка.
Опыт оказался успешным и спустя год бригаде поручили строительство еще одной дороги жизни: от райцентра Улаган до д.Язула, где за одно лето 1991 г. также пришлось прокопать несколько витков серпантина.
За строительство этих автодорог бригадир А.Р.Узанов был награжден орденом Красного знамени, а рассказчик и его двоюродный брат - орденами Почета.
Новая автодорога не только связала местное население с райцентром, но и активизировала в этих местах туризм, на обслуживании которого местные теленгиты сейчас неплохо зарабатывают.
К сожалению, мало кто из местных жителей помнит этот трудовой подвиг троих трактористов, а проезжающие через перевал туристы вообще об этом ничего не знают. Но безуспешно интересуются. Почему бы не установить на перевале баннер с фотографиями героев-алтайцев и описанием истории строительства?
Монгольская застава
На выезде из Монголии В.Черников случайно пропустил нужный поворот и к вечеру оказался не на границе, а в 25 км от нее, около монгольской заставы. Здесь и заночевал в компании с еще одним русским парнем - автостопщиком из Подмосковья. По планете тот бродит уже несколько лет и, размышляя о жизни, побывал в более, чем в 60-ти странах.
Путников угостили монгольской водкой и накормили солдатским супом. Один из офицеров ранее учился в России и потому общение было вполне полноценным.
За гостеприимство Владимир отдарился галуном Русского географического общества и нашивкой с изображением Дерсу Узала. Командир заставы принял подарки с искренней благодарностью: оказалось, что он видел фильм и знает биографию сыгравшего роль Дерсу тувинского актера. Но В.Черникова это не удивило. Ведь о Дерсу был наслышан даже французский мотоциклист, с которым путешественник познакомился в Горном Алтае.
Риторический вопрос: а пустили бы российские пограничники переночевать на своей заставе заблудившегося монгольского велосипедиста? Вряд ли! Очень уж разные у нас менталитеты. Но в Монголии русские в большом почете. Как, впрочем, и во многих других странах. Например, в Перу Владимиру нередко кричали презрительное: "гринго". И когда он вежливо поправлял: "No, ruso!", люди смущенно извинялись.
Тропа Дерсу
На один из ночлегов в Туве В.Черников остановился на берегу озера Хадын. Какое все таки блаженство лежать на воде и смотреть на звезды! Твой дом - бескрайняя степь, а природа воспринимается как есть, вместе с ее Духами.
Не нужно думать о завтрашнем дне, поисках воды, гнать по гребенке и переживать за трансмиссию велосипеда.
Жить - как Дерсу Узала, размышляя о природе и человеческой цивилизации, смысле бытия. Чувствовать себя человеком мира и не принадлежать никому. Становится не важно, как тебя зовут и какой имеешь общественный статус, сколько в наличии денег, в какой квартире живешь и на какой машине ездишь. Безразличен возраст, рост, вес и характер. Люди, события и целые регионы текут сквозь тело и сознание. Всё суета: даже религии. Наверное, это и есть ТРОПА ДЕРСУ.
Такое состояние нередко возникает у Владимира в его соло-путешествиях. Например, в альпийском походе, устав объяснять правильное произношение своего имени, на вопрос "What is your name?" путешественник отвечал: "Suvorov". Ведь, по сути, какая разница? Настоящее имя в истории 200-летней давности не имеет значения.
Ради чего?
Как-то В.Черников рассказал о Дерсу Узала своему товарищу. "А кто это?" - спросил тот. Собеседнику 31 год, он образован и эрудирован. Но не знает о тех, кто еще недавно формировал в людях уважение к природе и страсть к географическим открытиям.
Известно, что завоеватель Сибири атаман Ермак находился в забытьи 300 лет. Беспамятство исказило действительный образ этого человека и мотивы его поступков, породив многочисленные домыслы. Правильно ли это?
Деформируя настоящее и будущее, историческое забвение создаёт иллюзию всесилия человека. Вектор развития цивилизации все больше склоняется к улучшению качества жизни. Люди стягиваются в города. Но жизнь в них искусственна и зависит не от Солнца и погоды на улице, а от наличия электричества и источников энергии. Плата за удовольствия - сердечно-сосудистые заболевания, рак и вирус Эбола, грязный воздух, плохая еда и вода, а также невозможность оправиться там, где застала нужда. Людей стало слишком много и их размножение не контролируется законами выживания. Плохо это или хорошо? Ответа Владимир не знает. Человечество развивается так, как развивается.
Судя по сохранившимся наскальным рисункам и археологическим находкам, ни одна предыдущая земная цивилизация не добивалась такой степени автономии от внешнего мира. Этот путь уникален из-за приобретенной человечеством свободы выбора. Но куда он приведет - никому неизвестно.
Путешественник смотрит на происходящее из далекой глубины веков и ему очевидно, что современная культура тоже исчезнет, сменившись новой - более циничной и рациональной. Ведь уже сейчас наука опережает нравственность.
Среди не хоженных дорог одна - моя...