Тема: Вистлер 2016
Этим летом удалось посетить Вистлер, не написать об этом, думаю, было бы неправильно. Чтобы было удобнее читать именно то, что интересно, я разбил все на несколько основных частей:
Введение*
Вистлер
Велосипеды*
Люди*
Защита и падения*
Фото и видеосъемка
Живая природа
Развлечения в Вистлере
Подъемники*
Прокат*
Трассы*
Кранкворкс
* - разделы, напрямую касающиеся велосипедов
Введение. Сложно ответить на вопрос – какой самый лучший музей в мире, или замок, или где самая вкусная кухня. Нельзя однозначно сказать какой горнолыжный курорт круче всех остальных. Но если мы говорим о байк парках, то любой, хоть немного компетентный в МТБ человек, на вопрос о лучшем байк парке не колеблясь назовёт Вистлер. Поэтому, нам с женой не составило особого труда решить, где же мы проведём это лето, учитывая, что Канадские визы у нас уже есть.
До поездки остаётся один день, велосипеды собраны в сумки, сумки проверены на отсутствие в них котов.
Перевозка велосипеда – одна из неприятных сторон путешествия. Нужно снять колёса, не забыть одеть на переднюю и заднюю ось трубки, чтобы ничего не сломалось в пути. Задний переключатель нужно разместить в закрытом пространстве заднего треугольника, под ноги вилки и каретку положить пенопластовую прокладку, зафиксировать шатуны, вкрутив педали с обратной стороны и привязав их к раме. Снять руль и примотать к раме так, чтобы ничего не поцарапать. В этот момент жалеешь, что у тебя не карбоновая пушинка весом в 15 кг, а почти 18 кг алюминия и далеко не топовых компонентов. Чтобы бесплатно провезти велосипед в Аэрофлоте нужно уложиться в 23 кг. Сюда входит сумка 4 кг, велосипед 18 кг, черепашка 1.5 кг, защита коленей-голеней и лодыжек – ещё 1 кг. Также необходимо провезти два насоса, шестигранники и отвёртку. Выходит более 25 кг. У жены эндуро байк на 2 кг легче, аккуратно распределив массы получаем 24 кг с хвостиком на каждого. В эту поездку лишние два килограмма нам были добродушно прощены сотрудницами аэрофлота, но если бы оба байка весили по 15 кг было бы значительно удобнее, можно было бы частично запихать в сумки одежду.
Вистлер. Вистлер – это небольшой городок, или даже деревенька. Его площадь почти в два раза меньше, чем площадь Хабаровска, а населения меньше в шестьдесят раз. Туристический центр Вистлера представлен одной длинной улицей Village stroll. Она полностью пешеходная, на ней нельзя даже кататься на велосипеде и скейте, хотя не все соблюдают это ограничение. Вдоль улицы располагаются отели, магазины сувениров, кафе и рестораны, спортивные магазины, совмещённые с прокатами и мастерскими по ремонту велосипедов.
К этой же улице прилегает олимпийская площадь, на которой со времени проведения олимпиады установлены кольца, возле которых все обязательно фотографируются:
Наш кондоминиум располагался у подножия горы Блэккомб:
Сбоку к нему прилегали детские гольф площадки, маленький парк развлечений для детей и касса с билетами. Нам очень понравился подход канадских специалистов по прыжкам на резинках к своей работе. Аттракцион идентичен нашему, расположенному в парке Гайдара: к концам двух высоких металлических труб прикреплены резинки одним своим концом, а другим концом эти резинки закреплены на поясе человека, который прыгая на батуте и пользуясь упругостью резинок стремиться достичь головокружительных высот полёта. В парке Гайдара барахтанье детей в этих прыгалках выглядит крайне уныло. А канадские специалисты помогают детям, оттягивая их, подобно камню в рогатке на каждую итерацию. В итоге дети улетают даже выше крепления резинок на концах труб и явно очень счастливы, как и их родители. И что удивительно, аттракцион занят практически весь день, особенно в выходные, но специалисты не унывают и с удивительным рвением распрыгивают новых и новых детей, как будто это именно то занятие, которому они хотели посвятить свою жизнь – их призвание.
Вистлер довольно чистый город, но урн здесь значительно меньше, чем мы привыкли видеть в Российских городах. Ну и далеко не все урны подходят для всего мусора, все тонкости того, в какие урны и что можно выкидывать знают только коренные канадцы. Хотя, на урнах иногда пишут про наиболее часто встречаемый мусор, который можно в них бросать. А самое неприятное – это когда не получается открыть контейнер с мусором. Ты смотришь, как перед тобой несколько человек, без каких либо затруднений подходят и открывают эти злосчастные баки и выкидывают свой мусор. Но потом подходишь ты – дёргаешь за ручку, но бак не поддаётся. Ты стоишь, в недоумении, пробуешь ещё, но результат неизменно тот же. Так работает защита от медведя. Медведи не должны сообразить, как открывается контейнер, и суметь достать из него содержимое. Но если не сдаваться сразу и поискать секретные рычаги или защёлки, то можно доказать себе, что ты всё же умнее медведя и избавиться от своего мусора.
В Вистлере есть около пяти крупных озёр, в которых можно купаться, а на некоторых арендовать лодки, каяки, катамараны и прочие плавательные средства:
Отели и кондоминиумы Вистлера практически всегда имеют бассейны, тренажёрные залы, горячие лужи и прочие бесплатные развлечения для проживающих. В лобби и коридорах уютно, есть телевизор, камин, ковры. Лифты большие и удобные. Но расплата за всё это – запрет на занос велосипедов и лыж внутрь. Для велосипедов предусмотрены специальные клетки на парковках, куда могут получать доступ только проживающие в том же отеле или кондоминиуме. С одной стороны это удобно, с другой стороны всегда комфортнее, когда любимый байк рядом. Чтобы иметь возможность спать вместе со своим велосипедом, нужно арендовать дом, что существенно дороже.
Еда в Вистлере не очень. Хоть мы и нашли ресторан, который нам понравился – Crepe Montagne, но 100 долларов за обед на двоих – это не для постоянного питания. Также есть несколько продуктовых супермаркетов, но мы из-за лени ходили только в один. Продают много разных вещей, но купить что-нибудь действительно вкусное сложно. В Европе с этим проще.
Спортивные магазины имеют прекрасный ассортимент, но цены там довольно высоки, как на Chain Reaction Cycles без скидки. Зато всякую защиту, обувь и одежду можно перемерить хоть всю. В фирменном магазине Troy Lee Design даже продавали форму, которую носил когда-то Брэндэн Семенюк. Ровно, как и велосипед, на котором ездил кто-то тоже очень знаменитый.
Велосипеды. Вистлер – крупнейший в мире байк парк, поэтому нас сильно сбило с толку огромное количество различных ашанов (наверное, уместнее будет сказать «велмартов») и шоссейных велосипедов. Шоссейные велосипеды и «велмарты» - практически все, что мы видели во время приезда. Они были припаркованы вдоль дорог, на них ездили люди, почти вся парковочная клетка нашего кондоминиума была заняты ими. На самом деле в Вистлере (не в самом центре, а ближе к окраинам) развитая сеть асфальтированных велопешеходных трейлов, а Вистлер и Сквомиш соединяется красивейшей дорогой – sea to sky highway, которая имеет полосы для велосипедистов. Наверное, всё это богатство и привлекает любителей покрутить педали или просто насладиться видами, не уделяя внимания управлению велосипедом и преодолению своих страхов.
Все наши сомнения развеялись, когда мы первый раз прогулялись к подъемникам.
В очереди стояли сотни тысяч долларов велосипедов. Практически у всех велосипеды были новые. Около девяноста пяти процентов людей катались на велосипедах не старше трёх лет и около 40 процентов на велосипедах этого года. Иногда, конечно встречались экземпляры пятилетней давности, но, скорее как исключение. Очевидно, это связано с тем, что велосипеды в горах не живут больше трёх сезонов, ну или с тем, что средний даунхильный байк стоит среднюю канадскую месячную зарплату.
Трудно сказать, велосипеды каких фирм предпочитают посетители Вистлера. По количеству сильно выделяются дх и эндуро норки, санта крузы, спеши демо, девинчи, глори и рейны. Реже встречаются треки, скоты и транзишены. Попадаются даже GT Фури. Довольно мало кон, практически нет кубов. Также нам ни разу не встретился деволюшен или формат, наверное, у них всё впереди.
На трассах встречаются даунхильные и эндуро байки в соотношении 17 к 3. Причём это соотношение сохраняется на всех трассах от простых до самых сложных. Редко попадаются трейловые байки с 12 – 14 см хода. А пару раз мы даже видели людей на хардтейлах в очереди на подъемник. Но на трассах ни одного хардтейла мне встретить не довелось.
Велосипедов очень много и они повсюду. На велопарковках возле магазинов и ресторанов они висят гроздями. Никто не боится бросать велосипеды просто так, хотя владелец нашей квартиры предупреждала нас, что в Вистлере бывают всякие люди и лучше велосипед пристёгивать. Часто можно встретить картину, как парень гуляет с девушкой, оба уже в городской одежде, но при этом гордо ведут велосипед, обычно велосипед один на двоих и ведёт его девушка. Возможно это какой-то ритуал выгуливания любимца, как будто он мало страдает в парке.
Велосипеды большинства популярных брендов можно купить в магазинах Вистлера. Но цены не очень приятные. Цены на норки соответствуют заявленным на сайте, тогда как триал, учитывая скидки, продаёт их значительно дешевле. Но ближе к концу сезона можно покупать б.у. велосипеды. Они начинают появляться на площади у подъемников, пристёгнутые к чему-нибудь, с висящим на них ценником и контактным телефоном. Мы были не в конце сезона, но пара-тройка велосипедов уже продавалась таким образом. Среди них была глори 2 2016-го года за 1400 канадских долларов – очень неплохое предложение.
Люди. Публика, катающаяся в парке очень разнообразна. Есть совсем юные катальцы по 4 – 5 лет, есть и достаточно древние. Есть худые, а есть очень толстые. Иногда даже начинаешь переживать, как выдерживает велосипед все эти корни и камни, когда сверху под 150 кг человека. Есть мужские люди, а есть женские. Женских людей, конечно, поменьше, около тридцати процентов, но это всё же гораздо больше, чем у нас. Мы в свою очередь поспособствовали улучшению статистики, представив 44% женской и 56% мужской части. Девочки в большинстве своём очень симпатичные и отважные, хотя, часто разодранные в кровь.
Из практики катания на лыжах (в том числе и в Вистлере) и на велосипеде в Швеции было замечено, что основную массу людей составляют средние (intermediate) катальцы. Потом идет довольно большая группа начинающих, затем небольшая продвинутых (advanced) и, наконец, практически несуществующая группа (встречается в среднем один такой человек в день) экспертов. Но летний Вистлер испортил эту статистику. Здесь все катаются слишком хорошо. Начинающих совсем мало, обычно это маленькие дети с родителями или инструктором. Группа intermediate и advanced имеют примерно одинаковые размеры, а эксперты встречаются значительно чаще обычного, практически каждый спуск по чёрным или двойным чёрным трассам можно встретить такого. У девушек всё ещё больше перекошено в сторону продвинутых и экспертов, они катаются действительно хорошо. Те дети, которые не начинающие тоже поражают своими навыками и бесстрашием.
Отдельная категория людей на трассах – инвалиды. Они наравне со всеми катаются в байк парке, но пользуются служебной сокращённой очередью на подъемник. Всё время нашего катания мы периодически видели Stacy Kohut:
Он сломал спину на качелях, но это не стало концом его спортивной карьеры. После он многократно становился призёром паралимпийских игр в горных лыжах, и даже выиграл золотую медаль в 1994. На своём четырёхколёсном велосипеде Stacy ловко прыгает на больших трамплинах. Он также является совладельцем фирмы, занимающейся производством четырёхколёсных даунхильных велосипедов для инвалидов. Каждый раз, чтобы погрузить Stacy работники останавливали подъемник и затаскивали велосипед на кресло. Также нам попадались люди на обычных велосипедах, но без одной ноги или руки. Для меня до сих пор остаётся загадкой, что они делают, если упадут.
Очень многие люди катаются без рюкзаков. Они не носят насос и заплатки, а если нужно попить – пользуются специальными кранчиками с водой на подъемниках. Все инструменты и насос также доступны на станциях подъемника, но кататься без насоса и заплаток – очень рискованно, особенно для любителей низкого давления. Ведь прокол или пробой камеры может означать увлекательную прогулку вниз протяжённостью в один час.
Однажды на склоне мы встретили компанию, которая грустно брела вниз. У одного парня была пробита камера. Я спросил, есть ли у них инструменты, чтобы починить камеру, на что они печально покачали головами. Я предложил помочь, чему они несказанно обрадовались, сказав, что я сделал их день. Во время снятия покрышек самый старший человек из компании сломал мою монтажку (маленькая – пластиковая из набора по 100 рублей). Это его очень огорчило, и в итоге он сунул мне 5 долларов. Я пытался отказаться, но не получилось. Так я заработал свои первые 5 долларов веломехаником в Вистлере. Перед тем как разъехаться, ребята поинтересовались у меня, откуда я. Я сказал, что из России. Они очень удивились, заявили, что не думали, что в России кто-то занимается даунхилом. Я ответил, что у нас даже есть свой байк парк около Сочи. Это тоже их удивило, они не ожидали, что в Сочи есть горы. Потом, посовещавшись, вспомнили, что в Сочи проходила зимняя олимпиада, и горы всё-таки должны быть. На этом они меня ещё раз поблагодарили и мы распрощались.
Русских действительно в Вистлере мало. В Ванкувере их достаточно, но в Вистлере русскую речь мы слышали раза три или четыре. А на трассах единственный раз – когда я немного покатал с нашими ребятами из США. Они приехали в Вистлер то ли на один, то ли на два дня и впервые катались на даунхильных велосипедах. Но им это дело очень понравилось, и они уже обсуждали, когда же смогут приехать в Вистлер следующий раз.
Защита и падения. Катание на горном велосипеде – достаточно опасный и травматичный вид спорта. В Вистлере повсюду весят таблички о том, что возможны повреждения. При покупке лифт пассов необходимо расписываться в листе, где написано, что мы понимаем насколько опасно то, что мы намереваемся делать, и просим в нашей смерти никого не винить. Несмотря на всё это, люди здесь катаются без защиты. Конечно, шлем является обязательным условием для катания, также большая часть людей защищает свои колени или локти (кому что дороже). Одновременно колени и локти защищают уже меньше человек. Также немало людей с защитой шеи. Но черепахи носит от силы пятая часть велосипедистов.
Возможно, такой подход оправдан, если ты приезжаешь покататься на выходные. С ссадинами и царапинами можно мериться, а они тут есть у многих. Серьезные падения случаются гораздо реже, а если они всё-таки случаются, можно просто уехать домой и вернуться через два-три недели, когда всё заживёт. Пока не падаешь, катание без защиты очень приятно и заманчиво. Настолько заманчиво, что моя жена поддалась этому искушению. К счастью, она не лезет туда, где у неё возникают хоть какие-то сомнения, очевидно, только это её и спасло.
Когда катаешься много дней подряд, риск падений и травм существенно возрастает. Наверное, достаточно обидно приехать в Вистлер на три недели и на второй день сломать руку или спину. Чтобы такого не случалось, моя черепаха, защита коленей и голени, а также, что немаловажно лодыжек была всегда на мне. Как-то я вернулся из Швеции с хорошо побитыми лодыжками, после чего и решил их обезопасить. Но однажды случилось ужасное: мы стояли в очередь на подъемник, Наташа сказала мне, что моя защита лодыжек одета неправильно. Я не поверил, не обратил внимание и на спуске, упав на трамплине, получил запоминающийся синяк там, где меня должна была защитить эта несчастная штуковина. Тогда я понял, о чём говорила моя жена: лямка от защиты просто слетела с пятки, когда я обувался, и защита никак не была зафиксирована. Все последующие дни моя внимательность при одевании такого важного элемента, как защита лодыжек, многократно возросла, а сами лодыжки больше ни разу не пострадали.
Надо сказать, что незадолго до отъезда в Вистлер у меня было растяжение голеностопа, которое не успело до конца пройти. Поэтому все падения и сходы на ногу были довольно болезненны. Это немного портило впечатления от катания. Обычные слёты с педалей или выпрыгивания с велосипеда, которые я бы и не заметил в обычном состоянии, приносили довольно сильную боль и портили последующие 1 – 2 спуска. По-настоящему серьезных падений, когда защита сыграла важную роль, было два. Первый раз я на большой скорости, поскользнувшись на приземлении, вошёл грудью в землю. Грудь потом около недели болела, но кататься не мешала. Второй раз, наивно полагая, что раз внизу горы всё просохло, то и верх сухой – я отправился на чёрную трассу в верхней зоне катания – Гарбанзо. Пара десятков метров по сырой земле объяснили мне, что я был не совсем прав, но отступать было поздно. Массивный корень вдоль линии спуска сделал своё коварное дело – выдернул велосипед испод меня и заставил рухнуть на все его торчащие части спиной. Без защиты спины дело было бы совсем плохо. А так всё обошлось обычным ушибом, который уже совсем прошёл. Думаю, что два этих падения в полной мере оправдали ношение черепахи.
Большинство падений, на самом деле, случаются в самых простых и глупых местах, когда меньше всего их ждёшь. Если ты едешь по сложным трассам – ты сосредоточен и внимателен и обычно не падаешь. Это для тех, кто не носит защиту лишь потому, что не катает по сложным трассам. Историю некоторых моих падений можно посмотреть на видео. Никаких особо эпичных моментов там нет, но ведь всегда приятно смотреть, как падают другие:
Фото и видеосъемка. В байк парке больше всего хочется катать и не думать не о чём. Но, к сожалению, всё хорошее быстро кончается, а на следующей неделе, в среду или через выходные уже приехать не получится в силу географических причин. Хочется забрать побольше впечатлений с собой, сохранить их подольше, поделиться с другими. Поэтому понимаешь, что нужно что-то сфотографировать, что-то снять. Фотоаппарат на трассах не повозишь, да и как-то странно это: едешь-едешь, потом бах – резко оттормаживаешься, отходишь с трассы, снимаешь перчатки, снимаешь рюкзак, достаешь фотоаппарат и начинаешь фотографировать… Так никакого удовольствия от катания не выйдет. Конечно, у меня всегда был с собой телефон и пару тройку снимков во время катания я всё же сделал, но это, скорее как исключение.
Чтобы сохранить в памяти все трассы и просматривать долгими зимними вечерами вполне подходит go pro. А если вас целая компания и есть разные крепления и фантазия – можно наснимать интересных видео. Но большой компании у нас не было, крепление было только одно, но что-то я поснимал. Вистлер – не лучший байк парк для съемок. Большая часть трасс проходит в лесу и при наличии солнца, пробивающегося сквозь просветы в ветках деревьев, трассы превращаются в месиво из ярких и тёмных пятен. Диапазона яркости человеческого глаза достаточно для верного восприятия ситуации, но вот видео с камеры получаются не очень. Несколько пасмурных дней позволили снять немножко пригодного для просмотра видео. Оно, конечно, не передает уклонов, объема и рельефа, а главное ощущения полёта, страха и счастья, но это лучше, чем совсем ничего. Зато отдельная благодарность видео, что оно не передаёт усталости и боли, это очень ценно.
В Вистлере также работают профессиональные фотографы. Каждое утро у подъемников они вывешивают расписание: во сколько, и на какой трассе они будут снимать. Когда едешь по трассе, где работает фотограф, то за 10 метров стоит предупреждающая табличка. Увидев такую табличку нужно стараться выглядеть максимально благородно и грациозно, но вместе с тем и отвязно. Фотограф успевает сфотографировать только в половине случаев. Если фотография была, то срабатывает вспышка, которая используются именно для информирования людей о том, что они сфотографированы. Дальше, после того как ты оказался сфотографирован нужно дождаться вечера и идти на сайт bikeparkphotos.com. Там нужно выбрать год, день, трассу и найти свою фотографию. Она размещена в низком разрешении с надписью о нелегальном использовании на всю фотографию. Чтобы получить полный экземпляр без надписи нужно заплатить 25 долларов. Трудно сказать, из какой головы они вынули такую стоимость снимков за потоковую работу, но, вроде, кто-то покупает. Самое странное, что в большинстве своём для фотографий выбираются довольно неудачные места (на каждой трассе есть только несколько спотов, где могут быть фотографы). Сами фотографии получаются чёткие, но это их единственное положительное качество. Хочется отметить, что наш Владимир Колесник делает значительно более интересные снимки и совершенно бесплатно.
Живая природа. Канадцы славятся своей заботой об окружающей среде и способностью уживаться с дикой природой. В их парках всегда много белочек, ночью за вашим мусором может прийти енот, олени и медведи заходят в города. Особо ценятся разные птицы: уточки, журавли, лебеди, орлы и другие. Несмотря на то, что Вистлер окружён лесом, там подозрительно мало белочек. Енотов мы тоже не увидели. Самый популярный вид дикого животного – это медведь. Медведи очень добрые и красивые и часто посещают байк парк и сам город. Здесь они очень дружелюбны, так как пищи им хватает, а велосипедисты – это не еда сама по себе, а возможность получить что-то вкусненькое. Администрация Вистлера крайне озабочена тем, чтобы медведи хорошо питались и по возможности жили в лесу, а не приходили в город, поэтому везде можно встретить таблички о том, что не нужно кормить медведей.
Нам медведи попадались четыре раза. Первый раз мы увидели большую медведицу с медвежонком, проезжая на подъемнике над центром подготовки для начинающих. Видимо, мать приучала детёныша к байк парку, показывая простые дропы, трамплины, кочки и контр уклоны. С подъемника мы видели медведей ещё два раза. Один раз нам попался медвежонок возле трассы. Поскольку фотоаппарат мы с собой не возили, а телефон не умеет приближать, медведь получился мелким, но разглядеть его все же можно:
Наташа не разрешила мне к нему подходить, хотя он и выглядел вполне безобидно. Кроме медведя один раз мне повстречались четыре красивых оленя, которые мирно паслись возле трассы. Наверное, если углубиться в лес, можно много кого найти, но лучше, наверное, им всем не мешать заниматься своими собственными делами.