Тема: Пересечение перекрёстков велосипедистами
НЕСПЕШИВАНИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ.
Почти у всех велосипедистов и автоводителей сложилось твёрдое мнение, что велосипедист при пересечении проезжей части дороги с тротуара должен обязательно спешиваться. Дескать, это прописано в ПДД. Отнюдь, есть масса ситуаций, в которых это не обязательно. И все они так же вытекают из внимательного чтения ПДД и буквального их понимания, так сказать, буквы Закона.
Прежде всего, оттолкнёмся от классического:
«24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
…………….
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.»
Однако, прочитаем определение в ПДД, что такое пешеходный переход:
«"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.»
«Обозначенный знаками или разметкой» это всё, что есть в ПДД по определению пешеходного перехода. Т.е., все остальные места на перекрёстках, не обозначенные знаками или разметкой, где пешеходы пересекают проезжую часть, пешеходными переходами по определению ПДД не являются.
Если на регулируемых перекрёстках, в подавляющем количестве случаев, стоит знак или соответствующая разметка, то на нерегулируемых часто нет ни того, ни другого. А это значит, что пешеходный переход, как таковой, по определению ПДД отсутствует и дорогу пешеходы пересекают по предписанию в главе 4 «Обязанности пешеходов»:
«4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.»
Но при чём тут велосипедист, ведь даже двигаясь по тротуару, он пешеходом не является? А при том, что есть три момента, вытекающие из ПДД, дающие ему право пересечения проезжей части не только не спешиваясь, но даже имея преимущество в этом перед движущимися по проезжей части автомобилями.
1.Самый очевидный, это пересечение выезда с прилегающей территории.
«"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.»
«8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.»
Кстати, по определению ПДД выезды с прилегающих территорий перекрёстками не считаются.
2.При движении по линии обочин и тротуаров, когда нет ни знаков, ни разметки пешеходного перехода.
«13. Проезд перекрестков
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.»
Поскольку пункт относится как к регулируемым, так и нерегулируемым перекрёсткам, где может не быть знаков или разметки пешеходного перехода, и нет уточнения, каким образом (верхом или спешившись) и где (на проезжей части или с тротуара) велосипедист пересекает проезжую часть, то естественно понимать, что в любом случае водитель обязан велосипедиста пропустить. Даже нарушителя, неспешенного на "зебре", т.к. если в старой редакции ПДД было «... а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке», то в современной этого нет.
3.При движении по главной дороге.
Принято считать, что главная дорога, это только проезжая часть. Однако, ПДД даёт ясное представление, что такое дорога:
«"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.»
«"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от нее газоном.»
Отсюда следует, что велосипедист, двигаясь по тротуару вдоль главной дороги, двигается именно по главной дороге, поскольку тротуар является её частью по определению, как один из её элементов. А поскольку
«13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения»,
то велосипедист, пересекающий второстепенную дорогу, имеет преимущество и, опять-таки, может не спешиваться, если нет знака или разметки пешеходного перехода.
Я не призываю всех велосипедистов немедленно принять к сведению изложенные мысли и в полной уверенности в своей правоте, начать смело ездить по перекрёсткам. Безопасность прежде всего. Лучше не доказывать свою формальную правоту в суде, занимаясь казуистикой, основанной на несовершенстве понятий и определений ПДД, стоя на костылях.
Однако, что есть, то есть…