Тема: VTT à Portes du Soleil
Кто бы не хотел побывать во Франции? Так удачно совпало, что побывать там не хотели ни я, ни моя жена. Но не всё в жизни случается так, как этого хочешь, выбора у нас не было, и поездка во Францию была лишь вопросом времени. Так уж вышло, что именно там скопилось большинство крупных байк парков и горнолыжных курортов Европы.
Этим летом мы выбирали из трёх мест, куда можно было поехать: Les Deux Alps, Alpe D’Huez и Morzine. Выбор был очень непростой: первые два места – крупные байк парки, в одном из которых около 22, а в другом 14 даунхильных и ещё 10 эндуро трасс, включающих знаменитую Megavalanche. С другой стороны Morzine – центр самого известного и крупного велосипедного региона Франции/Швейцарии – Portes du Soleil. К сожалению, именно на размер и известность мы купились. Не могу утверждать, что выбор Morzine был ошибкой, но случись мне выбирать опять, я бы остановился на Les Duex Alps.
Дорога в Морзин. Чтобы добраться до Морзина, лучше лететь не во Францию, а в Швейцарию – в небольшой городок Женеву. Там в самом центре города есть международный аэропорт. Натолкавшись в аэропортовских автобусах в Москве и в Хабаровске, я очень надеялся на телетрап, особенно, учитывая тот факт, что шёл мой 21-й час без сна. И, о чудо, телетрап был! Но радоваться пришлось недолго, зайдя в здание по телтрапу и спустившись на первый этаж, мы оказались на улице перед автобусом, который любезно нас ждал. На этом сюрпризы Женевского аэропорта не закончились. Мне нужно было получить мой велосипед, отнести его к мастеру по хранению багажа и идти спать в отель, который был всего в восьмистах метрах от аэропорта. Но мастер над багажом оказался не очень-то трудолюбивым и уже в 20:00, согласно расписанию, покидал свой важный багажный пост. Это было немного странно, учитывая то, что самолёты и прилетают и улетают даже ночью. Намотав ещё около 800 метров по совмещённому зданию аэропорта и вокзала вместе со своим велосипедом в безуспешных поисках места, куда бы можно было его сплавить, я неторопливо побрёл в сторону гостиницы.
К счастью, поверхность Женевы оказалась локально плоской, и чехол катился по ней на собственных колёсиках, лишь изредка пытаясь завалиться на бок. До гостиницы я дошёл быстро, там мой велосипед отнесла в хранилище багажа для гостей хрупкая девушка – регистраторша. На мое предложение сделать это самому она ответила решительным отказом, сказав, что это её обязанность. Меня же поселили в небольшой, но вполне приятный номер, где я, наконец, получил столь долгожданный сон. В Женеве мне предстояло прожить целый день и только потом встретить свою жену на Женевском автовокзале и вместе с ней вернуться в Аэропорт, чтобы воспользоваться заранее заказанным трансфером до Морзина.
Вид на Женеву со стороны озера
Здесь, пожалуй, будет первая рекомендация – не пользуйтесь услугами трансфера ski lift из Женевы. У нас был заказан раздельный трансфер с другими участниками. Для такого вида трансфера ski lift гарантировал максимальное время ожидания в 60 минут. При этом нас должны были встречать с табличками с именами, а если бы мы не нашли встречающего в зале прилёта – мы могли бы связаться с сотрудниками ski lift у оответствующей стойки в аэропорту. Время нашего «виртуального» прилёта было назначено на 11:40, но в зале прилёта мы, разумеется, никого не обнаружили. Проследовав к стойке ski lift, мы столкнулись с тем фактом, что там тоже никого нет. Так мы прождали 60 минут, периодически оббегая зал в поисках человека с табличками. За это время к стойкам, принадлежавшим другим фирмам (на всех были сотрудники) подходили разные группы людей, в том числе с велосипедами, что-то спрашивали и уезжали счастливые со своими водителями. Но у нашей стойки все 60 минут мы стояли в гордом одиночестве. И вот, наконец, после 60 минут ожидания к стойке подошла ещё пара людей, у которых была распечатка о бронировании в точности как у нас. Это давало некоторую надежду. Потом подошло ещё несколько человек с велосипедами. А через 20 минут подошла девушка с надписью ski lift. Но она сказала, что не повезет нас, однако, где-то в зале должен быть парень в синей кепке – Скиди. Такого парня через некоторое время удалось найти. Он стоял с табличкой с каким-то одним совершенно незнакомым именем. На вопрос, есть ли мы у него в списке, он сначала сказал что нет, но потом поискал и нашёл! В итоге мы прождали не сильно больше заявленного – 83 минуты, но ситуация неведения сильно угнетала и в фирме мы разочаровались. Однако в обратную сторону они доставили нас чётко в то время, которое назначили, возможно, нам просто не повезло первый раз.
От Женевы до Морзина ехать около часа. В дороге проезжаешь поля, луга, мелкие деревушки, горы. Первое впечатление о Франции – их дорожные инженеры не умеют строить прямые дороги. Вместо привычных перекрёстков везде круговые движения, а линии сопряжения являются кривыми, по меньшей мере, 5-го порядка. К этому также добавляются вполне понятные серпантины. Если у вас есть проблемы с вестибулярным аппаратом, то такие дороги могут стать проблемой. Водитель отказался везти нас до самого Шале, где у нас была арендована квартира, потому что подъездная улица была слишком узкая, но зато лично отвёл нас до дверей нужного шале пешком, дотащив при этом велосипед жены.
Жилье в Морзине. Сайты с жильем в горах Франции я начал просматривал ещё зимой, так как Франция рассматривалась в качестве варианта для зимней поездки. Первое что бросается в глаза, когда просматриваешь объявление – это невероятно маленькие площади квартирок. В среднем 7-10 квадратных метров на человека, вдвое меньше, чем, например, в Австрии. Часто все углы маленькой квартирки забиваются кроватями, чтобы вместить как можно большее количество людей, много где встречаются двухъярусные кровати. Поиск жилья в Морзине осложнялся ещё несколькими факторами. Далеко не везде арендодатели, или, как они себя называют, лэндлорды были рады велосипедам. У большинства апартаментов в описании встречалась фраза: bike welcoming is not possible. Видилось, что проблем с этим быть не может, ведь можно хранить велосипед в каком-нибудь спортивном магазине за небольшую плату. Но, просмотрев сайты магазинов в Морзине, никаких намёков на наличие услуги “depot” я не нашёл. Поэтому выбор квартиры сузился до тех, где есть место для хранения велосипеда. Другой проблемой оказалось наличие wi-fi. Казалось бы, уже не может быть мест, где он отсутствует, но только не в Морзине! Очень многие квартиры были лишены такого блага цивилизации. Другой критерий для выбора жилья – близость к подъемникам и супермаркету (и тут очень важно не забывать про вертикальную составляющую).
Наша квартира оказалась довольно удачно расположена, там был wi-fi, был сарай, где мы хранили велосипеды, внутренний дворик, где мы их собирали и разбирали.
Вид на Шале, где была наша квартира
Вход в хранилище и поляна для сборки и ремонта велосипедов
Однако, впервые попав туда, мы испытали некоторое смятение. Несмотря на то, что наши апартаменты по задумке могут вмещать до 4-х человек, нам двоим, они показались очень тесными. Вместо нормальной двуспальной кровати в спальне было две раздельных, которые впоследствии упорно давали брешь посередине, как бы мы их не сдвигали. Вся мебель была чрезвычайно простой, даже шкафчики были без доводчиков (вроде мелочь, но первое время мы, задвигая, нещадно колотили их, отчего сами пугались). Расстроило отсутствие нормального телевизора, на котором планировалось смотреть сериалы перед сном. Микроволновка удивила своей формой. А больше всего напрягало отсутствие штор, вместо которых были ставни. Причём ставни – это фишка всего Морзина, дома, где вместо ставней есть что-то более современное можно пересчитать по пальцам. Со временем мы к ним привыкли и даже отождествляли себя с красавицей, из фильма «Красавица и Чудовище», которая утром так вдохновенно распахивала ставни в провинциальном французском городке.
Небольшая кухня с духовкой, плитой, холодильником и посудомоечной машиной.
Две кроватки, сдвинутые вместе – лучшее место в Portes du Soleil.
Жилая комната. Микроволновка – слева, телевизор – справа.
Нужно сказать, что к нашей квартирке мы довольно быстро привыкли, там было всё, что нужно для приготовления еды и простой неторопливой жизни в горах. Правда, возникли некоторые языковые проблемы с нашим лэндлордом – немолодой женщиной Катериной Бауд (наверное, что-то вроде нашей Ивановой, в Морзине очень много предпринимателей Бауд). Она была максимально дружелюбной, приготовила нам варенья из блубери, но вот по-английски не говорила совсем. Поэтому мы особо с ней не общались, только иногда говорили Hello, когда сталкивались возле дома. Показывая квартиру, Катерина больше всего внимания уделила микроволновке. Насколько я понял, она не была уверена, что я знаю, что такое микроволновка и зачем она нужна. Я смотрел на неё с недоумением, но она не сдавалась и продолжала что-то объяснять. Потом её лицо просияло, она достала какую-то бумажку, сказала «Эструксьон!» и довольная протянула мне инструкцию на микроволновку (тоже на французском). Я одобрительно кивнул, на этом мы закончили знакомство с неведомым аппаратом. Видимо, во Франции микроволновки появились совсем недавно.
Город Морзин. Морзин – небольшой город, но движение там довольно интенсивное. Иногда бывают пробки, как из машин, так и из людей. Водители не отличаются особой вежливостью. В Хабаровске я привык, что на пешеходных переходах все пропускают, но там, похоже это не правило, а некий добрый жест водителя. Останавливаются на переходах они очень неохотно, а сами французы – пешеходы часто ещё и благодарят водителей, если они соизволили их пропустить.
Велодорожка есть на одной из главных улиц в одну сторону, в основном велосипедисты двигаются в общей полосе с машинами, либо по тротуару, если нет людей. Из Морзина уходят два актуальных для велосипедистов подъемника – Super Morzine и Pleney. Из центра города (а наше жилье было практически в самом центре, рядом с главной часовой башней, которая звонила каждые пол-часа, и ещё иногда – непонятно по какому поводу) удобно добираться до подъемника Super Morzine – можно все время ехать вниз, а потом подняться на большом лифте, расположенном у основания подъемника.
Вид на центральную часовую башню из нашего дворика.
При этом основание подъемника выше центра и чтобы вернуться назад – нужно тоже ехать вниз. У подъемника Pleney никакого лифта не было и, чтобы на него попасть приходилось штурмовать недлинную горочку с неплохим уклоном, а потом какое-то время ехать по плоской дороге, зато обратно доезжалось прекрасно.
Чтобы узнать о разных вариантах времяпрепровождения в Морзине можно зайти в туристический центр. Согласно сайту, там есть русскоговорящий персонал, но когда заходили мы – далеко не все были даже англоговорящие. Там же можно взять актуальную карту трасс и кучу рекламных брошюр.
В Морзине довольно много заведений, которые носят название bar – restaurant, настоящих ресторанов поменьше, а кафе, вообще почти нет. С едой тут всё сложно, она доступна не всегда, а лишь в определённые часы. В некоторых заведениях – это завтрак и обед, в других – ужин. В остальное время кухня не работает, и заказать можно только напитки. Это крайне неудобно, потому что кататься идёшь до того, как начнётся завтрак, а возвращаешься уже, когда кончился обед, а до ужина ещё далеко. Несмотря на это, нам удалось несколько раз попасть в различные заведения, еда в целом была одного уровня, хорошая, но не превосходная. Зато в Морзине есть неплохой супермаркет, где можно купить всё, что нужно для приготовления вкусной и здоровой пищи дома.
Ещё в Морзине есть спортивные магазины. Их не очень много и они довольно маленькие. Но шанс найти там то, что нужно довольно велик. В обязательном порядке продаются покрышки, тормозные колодки, смазки, детали успокоителей, пружины на амортизаторы, рули и т.д. Цены не очень низкие, но и не сильно высокие. При магазинах есть сервисы и прокаты, все, как и положено в байк парках. Присутствует несколько лавок с сувенирами, лавка с самодельным шоколадом, лавка с вкусной выпечкой, но основную массу зданий составляют жилые Шале, в которых сдаются апартаменты.
Одна из главных улиц Морзина.
Несколько интересных объектов расположились в самой низкой точке Морзина – в глубоком ущелье – вдоль реки Дранс. Тут есть теннисные корты, бесплатные столы для пинг понга с металлической сеткой, бассейны, бетонный скейт парк и детский памп трек. Здесь мы провели несколько часов за непринужденной игрой в настольный теннис, и именно отсюда ходил наш лифт до подъемника Super Morzine.
Теннисные корты, секейт парк, памп трек.
Водные развлечения.
Вид на Морзин.
Катание. Регион для катания Portes du Soleil объединяет несколько байк парков или просто локаций с одной-двумя трассами: французские Morzine, Avoriaz, Les Gets, Chatel и швейцарские Champery, Les Crosets, Morgins. Все эти локации связаны с помощью трейла/дороги Enduro Tour Portes du Soleil длиной 80 км и подъемниками, на которых действует единый байк пасс. Мы брали сразу сезонный за 270 евро, так как с нашим
периодом по деньгам это стоило столько же, сколько ограниченные байк пассы. В этот раз мы получили забавное комбо на склонение фамилий:
Если рассредоточенность мест катания, связанных подъемниками вполне приемлемо для горнолыжных развлечений, то для даунхильного велосипеда она стала проблемой. Это всё равно, что взять и выбросить около трети своего катания. В большинстве своём трейл Enduro Portes du Soleil – это унылая дорога с большим количеством канав и камнями. Никакого удовольствия от катания по нему не получаешь, зато ценный запас жизненной энергии и время расходуются стремительно. Не говоря о том, что периодически встречаются участки, которые идут не вниз, а вверх. Каждый день приходится ограничиваться очень малым набором трасс, чтобы не превратить свой день в непрерывную езду по различным регионам. Конечно, есть и определённый плюс – публика рассеяна по большой территории и в большинстве своём не создаёт очередей на подъемники. Тем не менее, по утрам были очереди как на подъемник Super Morzine, так и на Pleney. На Super Morzine даже не было специального пространства для организации очереди – люди стояли прямо на дороге, где периодически требовалось пропускать сквозь себя машины. Таким образом, крупный байк парк, где сосредоточено большое число трасс в одном месте значительно удобнее и приятней, чем большое количество, пусть и связанных друг с другом, но маленьких байк парков.
Другой особенностью Portes du Soleil оказалась нетривиальная маркировка трасс. Поднявшись на подъемнике Pleney в первый раз, мы захотели скатиться по синей трассе №23 или №22. Но, к нашему удивлению, таких трасс там не было. Были трассы с другими номерами, совсем отсутствующие на нашей схеме. Делать было нечего, мы поехали по неизвестной синей трассе с неизвестным номером неизвестно куда. По мере спуска оказалось, что наша трасса после каждого пересечения с дорогой меняет свой номер в меньшую сторону. Как мы решили позже, номера на табличках означают вовсе не номер трассы, а являются некоторой мерой расстояния до её конца. Номера же в схеме трасс – это тоже не номера трасс, а ссылки на легенду, где написано название трассы. Названия из легенды оказались более надежными ориентирами и, в большинстве случаев, соответствовали названиям на табличках. Проблема тут была лишь с тем, что номер занимает всю табличку и виден издалека, а название написано маленьким шрифтом с краю и читается только если подъехать вплотную.
Во многих локациях не сразу становится понятно куда ехать. Обычно таблички ставятся у самого начала трасс, но начало трасс бывает очень удалено от сходов с подъемника. Поэтому, чтобы узнать, где именно начинается искомая трасса нужно приложить немало усилий. Также важно понимать, что картинка с трассами, взятая из туристического офиса – это всего лишь схема. Она не является ни аффинным, ни даже проективным отображением, не сохраняет отношения длин. Если показано, что трассы пересекаются в середине – это вовсе не означает, что в действительности это пересечение не будет в начале или в конце трассы. Однозначно можно полагаться лишь на то, с какой стороны от подъемника нарисована трасса и на её цвет.
Чтобы более-менее надёжно ориентироваться в Portes du Soleil в случае отсутствия друзей из местных крайне желательно иметь на телефоне GPS и приложение Trail Forks, в которое занесено большинство трасс.
Задачей первых дней пребывания был объезд территорий с посещением всех синих и зелёных трасс. Это бы помогло нам познакомиться с различными байк парками и раскататься. Но подобная экскурсия принесла очень много разочарований. Зелёные и синие трасы оказались никуда не годными. В большинстве своём это были обычные серпантины со столами или даблами и контруклонами. Столы иногда были большими, но в целом все эти трассы можно было бы смело заменить какой-то одной и ничего не потерять в разнообразии. Конечно, были и трассы – исключения, о них я расскажу в описании конкретных регионов. Но общая оценка трасс для начинающих и продолжающих райдеров однозначно неудовлетворительная. А ещё все очень сильно усугубляется тормозными кочками. Видимо, за трассами не следят вообще (на самом деле за всё время мы видели, как один раз исправляли одну синею трассу). Тормозные кочки есть, полагаю, во всех байк парках. Например, в Оре было очень много тормозных кочек небольшого размера, в Вистлере было мало тормозных ям, но зато они были очень большие. Portes du Soleil же обогнал всех, там было невероятно много больших тормозных кочек и ям. Они очень сильно портят катание, ломают технику, убивают руки. Они не дают сохранять скорость в контруклонах, и потом этой скорости не хватает на трамплинах.
Когда я начал переходить на красные трассы, ситуация немного улучшилась. Красные трассы в своей массе разделились на два вида – такие же, как синие, только с гэпами и ещё большими вылетами и трассы, которые частично шли по лесу, и были уже более интересными. Большинство райдеров катает именно по синим трассам и по тем красным, которые похожи на синие. Но на красных, судя по тормозным кочкам, тормозят значительно больше. Красные трассы, идущие по лесу (назовём их техническими), разбиты в значительно меньшей степени и кататься по ним приятно. Но эти трассы довольно сложны, чтобы комфортно их катать требуется уровень далеко не новичка.
Наибольший интерес представляют именно чёрные трассы. Они разнообразней, красивей, почти не разбиты. Но в большинстве своём плохо читаются. Притом, что почти все прыжки на таких трассах разрывные, требуется заучивание. Необходимо осмотреть каждый поворот и запомнить, за каким поворотом находится гэп, который требует много скорости, а перед каким поворотом нужно тормозить, чтобы не улететь. Это требует около 4-5 спусков на трассу: 1-2, чтобы примерно запомнить где какие прыжки и 3 раза, чтобы прикатать. В условиях байк парка, когда трасс довольно много и, при этом нужно ещё добираться в домашний регион такое количество спусков на каждую трассу выделить сложно (разве что, если трасса расположена в домашнем регионе). При этом нужно не забывать про жену, которая скучает на унылых и однообразных синих трассах и жаждет переехать на другие, чуть менее унылые синие трассы в другом регионе. Нужно отметить, что чёрные трассы Вистлера читаются на порядок лучше, несмотря на значительно более грубый рельеф. А отсутствие гэпов позволяет уже первый спуск смело ехать.
Кроме официальных трасс имеются неофициальные тропинки. Лес вокруг Морзина не имеет травы и кустов и состоит целиком из деревьев среднего размера, посаженных довольно редко. Такой лес пригоден для фрирайд катания и это, насколько мы поняли, не запрещено. Чтобы узнать наиболее интересные секретные трейлы, наверное, нужно знакомиться с местными гидами. Я пару раз съезжал на неофициальные тропинки в зоне подъемника Pleney. Это был довольно интересный опыт – езда по корням с довольно большим уклоном. При этом ехать иногда можно куда угодно. Не очень разнообразно, но пару раз попробовать нужно.
Фрирайд спуск левее всех трасс на Pleney,
В целом катание в регионе довольно однообразное, даже если учесть чёрные трассы. Не спасают многочисленные конструкции для прыжков. Из препятствий на трассах присутствуют лишь корни и земляные ямы, иногда небольшие камни. Видимо, это связано с особенностью рельефа, там практически нет скал, среди которых могли бы пролегать интересные трейлы. Именно с каменных плит бывают самые захватывающие дропы, но во всём Portes du Soleil я видел только одну каменную плиту на трассе – в Avoriaz. Также практически отсутствует такой важный элемент, как съезжалки. Наверное, потому, что для съезжалок опять же необходима скалистая местность. Многие трассы не доходят до конца подъемника, переходя вместо этого в дорогу общего пользования. Этот факт особенно расстраивал мою жену. По дорогам ехать довольно неприятно – они прямые, а уклоны на них бывают большие. Если не пользоваться тормозами, то высокочастотный рельеф бьет руки не так сильно, но скорость набирается весьма приличная. Наташа не хотела ехать так быстро и из-за этого её руки сильно страдали.