Тема: Велосипедизм 120 лет назад
"В жизни точно так же все условия для раздражения нервов. Один чересчур много работает, другой много курит или пьянствует, у третьего служебные неприятности, у четвёртого семейные или денежные и т.д. Вы идёте в театр — отдохнуть, успокоиться; не тут-то было. Теперь в театрах и здорового человека расстроят на целые сутки изображением всевозможных житейских мерзостей и ужасов. Черти сейчас любимейшие действующие лица в операх. Даже композиторы наперебой гонятся за «потрясающими» эффектами (хотя, за недостатком фантазии, чаще это достигается чисто механически, при помощи, например, турецкого барабана…). Словом, нашим нервам ныне негде отдохнуть, и в этом отношении езда на велосипеде смело может быть рекомендована как отличное нервное средство для огромного большинства образованных людей.
Значение велосипеда как средства передвижения само собой понятно, и вот некоторые данные. Некоторые опытные велосипедисты делали в сутки по 423 версты на двухколёсном и по 372 на трёхколёсном велосипеде. Один ездок сделал 1400 вёрст в семь дней, а другой в 17 дней проехал 3000 вёрст. Конечно, такие подвиги не всякий сделает, но и очень посредственный ездок легко сделает в сутки 100—150 вёрст на двухколёсном и 80—100 на трёхколёсном велосипеде, если ехать по обыкновенному шоссе или даже по хорошей просёлочной дороге."
(с) журнал "Наука и Жизнь" № 29, 1890 ГОД
Желающим полного матраца на предстоящих выходных будет интересна следующая заметка
"Представьте себе две суповые тарелки, сложенные вместе вогнутой стороной внутрь. Края их плотно соприкасаются, и внутри получается полость. То же самое и в колёсах нового велосипеда. Из листовой меди или жести делаются подобия тарелок, и края их припаиваются к колёсам с обеих сторон. Внутри получается закрытая полость с воздухом, и колёса будут действовать так же, как пузыри, употребляемые при купании неумеющими плавать. Все три колеса и представляют именно сплющенные пузыри.
Если на таком велосипеде ехать по суше, то он будет действовать как обыкновенный трёхколёсный. Если же въехать в озеро, в реку, в пруд, в море, то полые колёса удержат на поверхности воды и весь велосипед и ездока. Для передвижения по воде сделано такое простое приспособление. К наружной поверхности колёс прикреплено по нескольку (6—8) кожаных мешочков, обращённых отверстиями вперёд. При вращении колёс такие мешочки заменят вёсла, и велосипед пойдёт по воде так же, как и по суше.
Вот сведения об опытах в Марсели. Диаметр колёс равнялся 1 метру 40 сантиметрам; толщина полого пространства 20 сантиметров. Сиденье выше главной оси на 60 сантиметров. В воде с седоком велосипед погружался всего только на 40 сантиметров. Скорость хода (безо всяких усилий со стороны ездока) по суше достигала 15 вёрст и 4 вёрст по воде. При этом надо заметить, что опыты производились на море во время сильного волнения; на пруду или озере быстрота хода, наверное, достигнет 8—10 вёрст…"
(с) журнал "Наука и Жизнь" № 52, 1890 ГОД
www.facebook.com/groups/MTBKhabarovsk